Вопрос о том, чего и сколько должны богатые менее привилегированным по самому факту золотой ложки в своём рту,
в литературе никто, кажется, убедительнее Генри Джеймса не решал.
.
У Джеймса (и с особенной силой в экранизациях Джеймса тандемом Мерчанта и Айвори вкупе с опусами тандему подражающих) других проблем-то, по сути, и нет, он весь - о нюансах допустимых поведенческих практик по отношению к зависимым тех, от кого они зависят.
.
Само смакование Джеймсом большинству недоступной (либо доступной дозированно, от чужих щедрот или иным унизительным способом) роскоши не служит иным целям,
как показать, насколько роскошь не только украшает и услаждает жизнь,
но и вытесняет из неё драму,
и в очень значительной, если не сказать решающей степени трагедию,
насколько она нивелирует и сглаживает, а то и вовсе отменяет то, что без роскошного футляра абсолютно, абсолютно невыносимо.
.
А потому - терпимостью богатые остальным обязаны, умением не требовать с остальных морали и порядочности, если те оплачены страданием нищеты и отверженности,
и готовностью делиться излишками материального
и не (любовью, дружбой, покровительством) при необходимости.
.
Типична в этом смысле ситуация из "Крыльев голубки", где медленно умирающая от рака наследница оставляет всё своё состояние безденежным жениху и подруге,
с которой, как она прекрасно знает, жених, и ставший-то женихом с прицелом на близкое вдовство - её обманывал.
Нет в умирающей никакого инстинкта назвать (и даже воспринять) шустриков тварями паршивыми, кровососами присосавшимися
- и правильно, что нет.
Был бы, она бы своё право на существование как богачка бесповоротно утратила.
Потому что ей легко чистенькой быть,
а без средств, в прекарности - поди попробуй.
.
***
И я не понимаю, причем здесь "ловкие", да ещё чрезмерно.
У них перекрыт весь кислород,
им пожениться на на что (Эдвардианская Англия),
и девушка, узнав о болезни подруги, от отчаяния решает провернуть операцию "вдовец"
(формально - вполне легальную, это не "Смерть на Ниле")
- не очень красиво, безусловно, и не очень порядочно, никто не спорит,
но почему, бляха-муха, одним всегда должно быть всё, а другим - ничего?
Обиженная-обманутая богачка в состоянии это понять и простить, и посочувствовать их отчаянию и загнанности,
большинство же наших, вполне себе знающих, почем фунт лиха, женщин - почему-то нет.
Почему у нас так святы эти ресурсные, почему перед ними такой пиетет?
.
Стандарт морали (речь сейчас, конечно, о каких-то бытовых вещах, а не о подлежащих наказанию по УК) просто не может быть един
для тех, кому эта мораль ничего не стоит,
и тех, кому она стоит жизни или счастья,
благородство и мораль - всегда относительны, а не абсолютны,
и очень сильно подвержены влиянию обстоятельств.
Наделенным властью (деньгами) надлежит больше прощать этим всем не наделенных, чем наоборот,
и уж точно не стоит морализаторствовать - по незнанию на своей шкуре цены выполнения своих правил
...
такие вещи мало кто понимает. Была в Византии поговорка: хорошо бросать камни с высокой стены.
.
https://www.facebook.com/galinaguzhvina/posts/2514471455363602