Если вам говорят, что идеал общественного устройства найден, и надо только так и никак иначе, значит, по мнению говорящих, не остается ничего иного, кроме как воспроизводить этот идеал.
.
Вы превращаете каждое завтра в вечное сегодня и наполняете этим сегодня каждое вчера - так, что больше ничего, кроме сегодня, не остаётся.
.
Здешним официальным лозунгом в Чехословакии эпохи "нормализации" было Se Sovětským svazem na věčné časy - "С Советским Союзом на вечные времена".
Правда, ироничные чехи присочинили лозунгу окончание a ani o vteřinu víc - "и ни секундой больше".
В итоге так и случилось.
.
Если нет будущего, то на самом деле нет и прошлого, на какие бы там "подвиги отцов и дедов" и "можем повторить" ни ориентировалось такое общество.
.
История - штука живая, она всё время обновляется в зависимости от того, как мы смотрим на нее из сегодняшнего дня - что не означает насильственного и натужного отрицания фактов, скорее наоборот, их непрерывный поиск и анализ.
Реальная история - это вечное обсуждение.
.
Если всё навсегда хорошо и ясно, такая история тоже становится не нужна.
Поэтому прошлое высекается в граните и отливается в бронзе - навеки.
Без вариаций.
Без обсуждений.
Хотя на самом деле оно, конечно, колеблется вместе с генеральной линией партии или вождя - но замечать этого не следует, в некоторых случаях это даже опасно. "Океания всегда воевала с Евразией", вот уж кто действительно высек в граните, так это Оруэлл.
.
Итак, диктатура - это попытка торжества вечного сегодня.
Многие принимают это за "стабильность" и проникаются всей душой, но тут есть существенная разница.
Настоящее диктатуры требовательно, и эти требования всё время возрастают. Клясться в верности нужно всё истовее, а правил, за несоблюдение которых карают (и всё суровее), становится всё больше.
Потому что для поддержания вечного сегодня нужно пресекать любые попытки движения к чему-то, что от сегодня отличается.
.
Если в завтра не пускают, происходит революция.
Сама по себе она - болезнь, спазм, приступ, тут я вполне согласен с яростной критикой французской революции Бёрком.
Но любители вечного сегодня часто не оставляют иного выбора.
Обществу надоедают остановленные часы, и это естественно.
.
Возражения по поводу того, что итоги революций нередко бывают ужасны и ведут к состоянию еще худшему, чем было перед этим, "не канают" по двум простым причинам.
.
Во-первых, история - открытый процесс, и никто не знает, к каким именно результатам приведет та или иная революция.
Результаты "большой" французской революции XVIII - XIX веков сильно отличались от результатов российской революции начала ХХ века, а, скажем, "арабская весна" в трех соседних странах - Тунисе, Ливии и Египте - пошла тремя очень разными путями.
.
Во-вторых, революция - это не альтернатива, это яростный поиск выхода из безальтернативности, а этих выходов может быть (и всегда есть) больше одного. Они и есть альтернативы, и обычно их можно достичь и нереволюционным путем - но для этого нужно допустить существование хоть какого-то завтра, а это для диктатур невозможно.
.
Даже подавленная революция - признак жизни.
Даже неудавшаяся революция - намек на возможность будущего.
При этом никто не гарантирует, что будущее будет прекрасным или даже просто хорошим.
Никто в этой жизни не гарантирует вообще ничего,
Никто не знает, чем обернется революция.
https://www.facebook.com/jaroslav.simov/posts/10220681059198792.
.