Этим интервью церковный сайт "Ахилла" начинает новый проект «Об ушедших-отошедших» - истории о детях и подростках, которые выросли при храме, получили религиозное воспитание в семье, но, повзрослев, ушли из храма и из Церкви.
*
Почему молодые люди уходят из Церкви?
*
Наш сегодняшний собеседник - Арсений, 21 год, бывший алтарник, ныне атеист.
*
Отец стал верующим до моего рождения, мама примерно с моим рождением.
Мне было 4 года, когда меня крестили в кладбищенском храме, а водить меня начали в монастырский храм.
Сразу записали в воскресную школу, и в 6-7 лет я пошел в первый класс. Каждое воскресенье - в церковь на причастие, потом сразу в воскресную школу. Так, наверно, класса до четвертого.
*
Это был абсолютно лояльный детский монастырь. Там были очень добрые улыбчивые священники. Такой детский клуб по интересам, только с Богом.
И родители всегда такие радостные, на подъеме, и дети, и все это очень красиво выглядело, и не было там ничего сектантского.
Но я понял, что мне это не нужно.
*
Дома никаких строгостей в плане православного воспитания не было.
Ну, может быть, в Великий пост мы не ели говядину. Курицу, рыбу все равно кушали, молоко, естественно. Но посещение храма для меня никогда не было радостью - это же выходные и они пропадали.
Единственно хорошее, что я туда попал - у меня два друга оттуда осталось.
*
Как на меня повлияло религиозное воспитание?
Я получил хорошее историческое образование. На воскресной школе мы затрагивали какую-то тему, мне казалось, что того, что нам рассказали, недостаточно, и я дома читал про это, уже в светских источниках. Увлекся историей, стал смотреть на мир с разных точек зрения: как обычный человек и как религиозный.
*
Если взять за основу, что есть Бог, и через призму православного восприятия пропустить, то получалось - Бог любит, когда люди ходят в храм, мы взрослые люди, и мы хотим угодить Богу, мы, естественно, тебя (ребенка) к этому приобщаем, поэтому ты должен ходить с нами, чтобы, опять же, угодить Богу.
Какое-то время я принимал это за чистую монету, за правду, что даже если не хочется - надо все равно, потому что Бог это любит.
А потом я понял, что нет…
Просто - зачем?
Ну, люди хотят - пусть ходят, а я не буду.
*
Лет в 11 я часто стал это дело прогуливать - я еще жил с родителями и не мог им сказать, что вообще ходить не буду.
Но я еще верил в Бога, и у меня была такая оппозиционная вера - храм не нужен, священники не нужны, с Богом нужно общаться самому - молиться, размышлять, призывать высшие силы, но в обход храма.
Атеистом я стал уже в 14 лет. Я просто понял, что Бога, наверно, нет.
*
Не было никакого события или озарения, которое к этому привело.
К тому времени я уже отошел от Церкви, забегал туда к людям - у меня там крестный, монах, с парнями там иногда пересекались.
Потом я начал задавать себе вопросы: почему в целом мы живем вот так, а Бог - если Он действительно такой, каким Его люди рисуют - почему Он не вмешается и ничего не сделает?
*
Был, конечно, ответ от Церкви, что люди сами выбирают свое существование, но тогда зачем нам нужен Бог? Чтоб жить после смерти? А как в таком случае жить счастливо на земле, если все «рекомендации» Церкви призваны подавить свободную волю человека и его стремление к познанию?
*
Было у меня представление, что Бог злой, а потом просто я понял, что Его не существует - Он лишнее явление в концепции мира. Если Бога нет, то все понятно - мы выживаем, так же, как и наши предки, и это логично и не противоречиво, а если Бог есть - это не логично и противоречиво. Можно так выразиться, что я выбрал веру в то, что Бога нет. А сейчас мне просто все равно. Даже если Он есть, я с Ним не буду иметь никаких дел.
*
Родителям я сказал не сразу. Это было мне просто невыгодно, было лишним. Меня уже не заставляли ходить в храм. Мы молились дома перед едой, меня это не напрягало, я поддерживал эту традицию. Я сказал им, наверно, уже ближе к совершеннолетию, лет в 17. Мама отнеслась спокойно, а с отцом были философские споры, и они до сих пор иногда продолжаются.
Конечно, это было воспринято: «Как так, мы тебя всю жизнь воцерковляли, а ты не воцерковился, что мы сделали не так?»
Но дело же тут не в родителях, а в самой концепции.
*
В алтарь я первый раз зашел в десять лет, потом мне сказали: год отдыхай, маленький еще. Потом зашел в одиннадцать и вышел в тринадцать. Заходил я туда, опять же, извлекая из этого выгоду. Мне нужно было находиться в монастыре, а это влекло за собой некоторые обязанности - уборку в том же алтаре. Я некоторое время жил там. Возникали конфликты с отцом, я просто уходил к крестному, говорил: я здесь поживу, мы с отцом выясним отношения, потом я опять домой перееду. Так было, наверно, раза три, месяца по два или по три. На темы веры мы, кстати, с крестным никогда не дискутировали.
Он знает, что у меня свое мировоззрение, у него свое, я не лезу в бутылку, соответственно, все в порядке.
Пономарство я воспринимал как механические действия - как актеры в театре играют, точно так же и здесь, только тут спектакль неинтересный.
*
Я никогда не возлагал никаких надежд на верующих, на монахов, поэтому и разочарования какого-то не было.
Просто монахи живут как обычные среднеобеспеченные люди.
Покупают себе машины, телефоны, ноутбуки, попивают коньяк.
Если они нарушают то, чему учат других - ну, не знаю, для меня это было нечто естественное.
Так как я с самого детства изнутри это наблюдал, то я не тешил себя какими-то надеждами, что здесь монахи неправильные, а должны быть правильные.
Люди просто работают монахами и священниками.
У меня было четкое понимание, что так оно и должно быть.
Здесь мы на сцене так себя ведем, а за кулисами так - и это норма.
И ничего плохого в этом нет - ведь это делают священники, те, кто напрямую с Богом связаны.
*
Сейчас много говорят про то, что в Церкви геи, педофилы. Для меня это до сих пор на уровне сказки.
Просто светская жизнь. На Пасху отслужили, тут накрыли, монахи сначала внизу с прихожанами прихлопнут, потом идут наверх - и дальше там, насколько хватит сил. Никто ничего не скрывает.
*
Не знаю, я, наверно, с детства был неверующий. Церковь воспринималась просто как некое заведение, клуб по интересам.
Люди туда ходят, им там нравится, у них есть председатель, и все хорошо.
А чем люди занимаются в свободное от этого время - это их дело. Но Бог просто туда не вписывался и, наверно, поэтому Он туда и не вошел - в мою голову.
*
Сейчас я вижу РПЦ как очень наглый, но при этом очень слабый бизнес-процесс.
Если бы они играли по общим правилам, они бы не вывезли просто, потеряли бы все свои деньги.
Но так как для них особые правила, они вывозят эту игру. У нас же нельзя публично выступать гадалкам, шаманам и прочим, продавать открыто магические услуги, это как минимум не приветствуется, все эти сеансы приватные. Что сильно сокращает поток денег к таким людям.
А если ты проповедуешь христианскую религию - это, конечно, можно массово делать.
*
Плюс господдержка, отсутствие налогов, выделение земли под строительство, отдача памятников архитектуры и все прочее.
*
Почему он неэффективный? Потому что никто не верит.
Даже люди, которые ходят в Церковь - в большинстве своем не верят в Бога.
Они ходят, потому что русские. Никто не задумывается, что есть Бог, я посвящаю Ему свою жизнь, и хожу в церковь потому, что эти глубокие процессы взаимодействия с Богом я могу пережить только в Церкви.
Нет, просто надо идти, потому что так заведено, я русский, русские - православные, значит нужно идти в храм, хотя бы в праздники.
*
Иеромонахи, монахи, с которыми я общался - хорошие люди. Каждый верит в своего бога. Просто в целом их жизненный путь вызывает у меня недоверие.
На что они тратят свою жизнь, чему они учат людей - многие же им верят.
Поп говорит, человек верит, пытается по этому жить - и ломает себе жизнь.
На исповеди он скажет: у меня такие-то проблемы.
Он же не знает, что они психологические.
Он думает, что его бес попутал. Поп ему говорит: 40 поклонов в день, и бес уйдет. А человеку в больницу надо ложиться.
То есть в целом люди хорошие, никого не обижают, палками не бьют, не агрессируют, но они вынуждены функционировать в этой системе - раз они сюда один раз пришли и действительно во что-то верят.
*
По крайней мере, один монах точно бы оттуда ушел, знаю из первых уст. Если бы он не верил, что ему будет плохо за то, что он бросит монастырь, потом на небесах - он бы оттуда давно ушел. Но он в это верит и остается там уже долгое время, хотя глубоко несчастлив.
*
Те мои ровесники, которые пошли в семинарию, откровенно говорили: ну, а куда мне?
Либо на автомеханика, либо в семинарию.
*
У тех, кто вырос в Церкви и сейчас не ходит, но крестит своих детей, сохраняется шаблонное мышление: а вдруг там что-то есть и будут пускать только по пропускам?
Что мне, жалко один раз покрестить ребенка, и потом у него будет стопроцентная возможность пройти?
На этом же Церковь и зарабатывает. Не на тех двух процентах населения, кто каждое воскресенье ходят в храм, а на том, что повально все крестят.
*
Я изнутри кухню знаю, никогда уже не поведусь на это. Даже если бы Бог был - Он не вмешивается, просто наблюдает. Человек все равно делает все сам. Искать утешения в Церкви - это самообман.
*
Говорят, что атеисты плохие люди, и если делают добро, то только из корысти. А верующий, который исполняет заповеди - не лицемер? Если он не может делать что-то хорошее просто так, а делает это именно из-за того, что либо будет наказание, либо будет поощрение?
*
Если человек верит в Бога - пусть верит, это его право, но устраивать массовое беснование вокруг организации, юридического лица - мне это непонятно.
*
https://zen.yandex.ru/media/ahilla/liudi-prosto-rabotaiut-monahami-i-sviascennikami-60c83cd092d1652ea7e3ef4f*