про книгу Льва Данилкина «Ленин. Пантoкратoр сoлнечных пылинoк»

Jan 05, 2021 09:19



Три года назад я читал книгу Льва Данилкина «Ленин. Пантoкратoр сoлнечных пылинoк» - одну из лучших новых книг на старую тему, которые мне попадались в последнее время.
*
Мода на хруст французской булки, которую мы потеряли, а теперь почти вот-вот уже снова обрели, пришла в Россию 30 лет назад, и эта дурь всё никак не закончится. 20 лет назад в моду вошла к тому же националистическая («славянофильская») бредятина о том, что в доброй духовной христолюбивой России, мол, всё не так, как на злом прагматичном безбожном Западе.
*
У нас теперь любой полуначитанный в интернете дебил ссылается на Достоевского - на «Зимние заметки о летних впечатлениях», где тот описывает ужасы жизни лондонских рабочих, в России, мол, немыслимые.
А весь секрет фокуса в том (следите за руками!), что свои «летние впечатления» Достоевский описывал в 1860-е годы, когда развитие капитализма в России ещё не дошло до точки, которой оно успело к тому времени достигнуть в Англии.
Россия - страна с догоняющим развитием: западные «бубль-гумы» сюда происходят всегда с опозданием.
*
Христолюбивый фёдормихалыч немного не дожил до российских 1880-90-х, когда с эксплуатацией рабочих всё сделалось так же, как и в Англии на полвека раньше.
Православное христолюбие не помешало нашим морозово-щукиным творить с ними всё то же самое, что и западные «безбожники», а выжатые из их труда денюшки вкладывать в шаляпиных и врубелей.
(Как и сегодня какой-нибудь Прохоров, мечтающий об официальном введении у нас 60-часовой рабочей недели, вкладывает их через свою сестрицу в фаворитов Московского комитета по культуре.)
*
Правда, на Западе к тому моменту началось уже рабочее движение и тамошним капиталистам пришлось, хоть и нехотя, но пойти кое на какие уступки. А тут ещё и колонии помогли перенести основной ресурс эксплуатации вовне.
*
(Чего не удалось России - вопреки разговорам о якобы «неколониальном» характере «континентальной империи».
Когда - не сумев удержать Аляску и Калифорнию - с колониями у России получилось так же, как и у Карандышева со взятками - которых он не брал не потому, что ему давали, а он отказывался, а потому, что место у него было «такое, недоходное», где взяток ему никто и не предлагал.)
*
Приведённый ниже отрывок из книги Данилкина - как раз про жизнь русских рабочих в конце 19-го века.
Но мы видим, что тогда, при всех ужасах тёмного царства, уже стали появляться сознательные и грамотные представители рабочего движения, сумевшие создать его и в нашей стране.
*


"Тысяча женщин и около девятисот мужчин, работавших на фабрике, выполняли тяжелую, однообразную работу в плохо пригодных для пребывания условиях, по 13-15 часов в день. (…)
Для рабочих было построено пять домов, казарм: либо общие спальни, либо конурки для семейных; одна плита на десятки семей, хочешь, чтоб твой горшок со щами был поближе к огню - доплачивай кухарке по два рубля в месяц или ешь пищу полусырой.
На одной кровати спали по несколько человек, мастера устраивали себе гаремы,
могли избить своего рабочего кнутом за то, что тот покупает водку не в фабричной лавке (где обвешивают и заведомо завышают цены).
Это была какая-то индийская - или африканская, эфиопская - бедность.
У многих рабочих все имущество помещалось в небольшой мешок или сундучок.
Маленькие дети без призора; повсюду грязь, блохи, клопы, вши; нет ни света, ни водопровода.
Младенцев выхаживают так, что лучше даже не писать о том, как выглядела соска, чем их кормили и как предотвращали крик. (…)
Для России 1880-1890-х, как для Англии 1840-х, характерна была, в точности по Марксу, унтерменшизация человека, превращение его в придаток машины.
Труд был не просто плохо оплачиваем, но мучителен, неизбежно приводил к разрушению организма и физическим увечьям; самими рабочими эта жизнь воспринималась как рабство (…).
Именно здесь, на ткацких фабриках (…) женщины, чистившие ткацкий станок, подхваченные за волосы рваным ходовым ремнем, подброшенные под потолок и заживо оскальпированные, не были выдумкой.
Как и полагается в антиутопиях, эти заведения кишели двенадцати-тринадцатилетними полурабами-детьми, заживо гнившими среди пыли, тьмы и ядовитых испарений от красителей для тканей.
Условия жизни вели к физиологической и моральной деградации.
Ужасы, которые Бабушкин - столичный все-таки рабочий, белая кость пролетариата - увидел на провинциальных ткацких фабриках, кажутся нынешнему читателю даже не просто неправдоподобными - «лавкрафтовскими», слишком страшными, чтобы воспроизводить их."
*
https://www.facebook.com/anton.safronov1/posts/10218510747144154

История России, История

Previous post Next post
Up