ПеревалДятлова. конспирология и фолкхистори

Nov 03, 2020 10:20

Почему конспирология и фолкхистори так популярны.
*

Нетрезвый человек приходит в аптеку и начинает требовать портвейн.
Из окошечка отвечают, что это - аптека, и портвейном тут не торгуют.
Пьяный говорит, что все понимает, знает, что не задаром, и что вот они, деньги.
Из окошечка возмущенно требуют прекратить.
Пьяный, покопавшись в карманах, добавляет мятый рубль.
- Побойтесь Бога, - произносит он, - это все, что есть.
- Нет портвейна, нет! - кричит женщина в окошечке.
Наконец, пьяный уходит. Он возвращается через два часа и видит за стеклом объявление, написанное дрожащей рукой: «Портвейна нет».
- Значит, все-таки был, - говорит пьяница и вздыхает.
Старый советский анекдот
*
Я, может быть, раньше многих столкнулся с этим феноменом.
Дело в том, что с детства, многие годы я любил путешествия по горам и лесам, и мне про трагическую историю погибших туристов рассказывали на инструктажах.
Теперь-то не то, теперь написаны тысячи статей, десятки (наверное) книг, сняты фильмы и даже расцветает какое-то синтетическое искусство.
Полвека показали, что гибель туристов может быть объяснена без привлечения заговоров, таинственных лучей и снежного человека.
Трагическая случайность, паника, потеря управления и каскад ошибок, вызывающих одна другую.
За полвека всё счислено - кто куда бежал, кто где упал...
Конечно, без тех деталей, которые доступны только медиумам.
Но иллюстрации по технике безопасности общественности не нужны, нужна романтика тайны.
Нужно, чтобы пришли манси и всех убили.
Или убили духи гор.
Или спецназ КГБ за случайно подсмотренные тайны.
*
Это навсегда - Есенина замучили, семь веков истории украли переписчики, а нацисты до сих пор жируют во льдах Антарктиды.
Процесс ретрансляции историй про убийство Есенина и гибель несчастных дятловцев примерно одинаков, поэтому для меня они и все стали «Перевалдятлова».
*
Честный обыватель не специалист в каждой из этих тем.
Он может, конечно, стать знатоком, но тогда нужно потратить время, изучить (иногда весьма скучные) книги, советоваться с настоящими специалистами, - причём они-то бывают разной квалификации, и часто оказываются дурными, несмотря на апломб.
А человек слаб, ему нужно простое, и главное, быстрое объяснение.
Тратить несколько недель, отрываясь от обыденной жизни, ему не хочется.
Даже день для него непомерная цена.
Этого и журналисты нынче не делают, а тут бесплатный обыватель.
*
И такому обывателю нужно разобраться, какие лавины бывают (он их только в фильмах видел, да и то постановочные),
он должен научиться отличать «снежные доски» от прочих фрагментов снега,
как они съезжают по склону,
оценить специфику принятия решения
- даже в городских условиях после автомобильной аварии обыватель норовит неграмотно переложить пострадавшего и часто его убивает.
*
А когда обыватель возмущается на то, что у него «Ну не укладывается в голове, что...».
*
Но это проблемы не мироздания, а конструкции головы.


*
Мало ли что не укладывается в голове.
Вот дифференциальное счисление у обывателя в голове укладывается?
А квантовая механика?
В этом деле есть эмоциональный подход, а есть исследовательский, внеэмоциональный, в котором «после» не значит «в следствие того».
Разные факторы могут действовать одновременно, а могут и порознь.
Любая интерпретация искажает, ну и тому подобное.
Но эмоциональный путь - всегда выгоднее.
Во-первых, он экономит наше время,
а, во-вторых, он более интересен окружающим.
На него есть спрос.
*
Я как раз люблю вариации на конспирологические темы, и вот почему: неверна сама постановка задачи «что случилось на самом деле vs непротиворечивый сюжет поверх известной легенды».
Сейчас никого не заставишь бриться электробритвой «Оккама», но можно изучить работу мифологической машины, и вот где поле для нового Проппа. Мифологическая продукция меряется не линейкой «подлинной правды, что от нас скрывали», а талантом создателя в придумывании.
*
В феномен «Перевалдятлова» входит множество сюжетов:
американцы не были не Луне,
Ленин болел сифилисом и из-за этого вот это всё,
Гагарин убит по приказу Политбюро,
да и Есенин - тоже.
*
Сколько ни уговаривали бы литературоведы почитать внимательно самого Есенина (потому что из стихов и писем видно, как неотвратимо он сам уничтожает себя), но никто этого читать не будет, это всё-таки труд, а любой труд обывателю - скукота.
*
Публика всегда хочет мистики прет-а-порте.
*
И тут начинается самое интересное: появляется искусство, которое с той или иной ловкостью обслуживает эти сюжеты.
Иногда, как у Умберто Эко или там Павича это выходит прекрасно, но чаще всего получается какая-то дрянь.
Так происходит потому, что проще всего использовать опорные точки, известные обывателю из газет, воспользоваться тем, что у обывателя каша в голове, а уж организация лыжного похода, специфика золотодобычи и работы спецслужб обывателю недоступны.
С этим, кстати, связан у нас в стране расцвет как бы фантастического жанра.
В нём невежество и ошибки автора списывались на фантастические допущения.
*
В своё время я много писал про детективный жанр, и, в частности, о том, как устроен фактчекинг в американской детективной индустрии.
Это очень жёсткое и суровое явление - в кино так в особенности, потому что продюсеры тоже не все дураки.
Разница в том, что иностранец нанимает специалистов (я видел книги, где не одна, а две страницы покрыты курсивом благодарностей экспертам), а у нас при низкой норме прибыли этого никто не делает.
Обидно только, что наиболее популярные конспирологические версии всегда туповаты.
Снежный человек, смахивающий на рекламного медведя с городских улиц; чекист с бегающими глазками; инопланетянин, похожий на кусок мыла в заводском туалете...
Скучно жить на свете, дорогие господа и товарищи.
***
После этого Рассуждения (мне очень нравится само это слово, потому что оно отсылает к старому жанру, который использовался учёными - например, какое-нибудь «Рассуждение о соединении спирта с водою»), ко мне пришло довольно много странных людей, которые говорили: «Да, разговоры об инопланетянах это бред, но вот окрестные уголовники - вот ключ!»
И как в былые времена, с ними спорили: «Фигня, там не было вовсе уголовников, а были чекисты. Чекисты - вот разгадка! Нет! Ра-ди-а-ция!»
Ну и тому подобное дальше.
*
Как сказал мне один человек: «Слишком много в случае с группой Дятлова совпадений. По статистике так не бывает», и, не успел я спросить, как он считал эту статистику, добавил: «Что, скажете, подтасовки на выборах - тоже случайность? Так совпало, да? На всех участках?»
*
Мне это не впервой - я хорошо знаю, что лекция о вреде пьянства всегда приводит к фронтальной попойке.
И добро, если хотя бы лектору удастся сбежать.
*
Кроме того механизма, который выносит что-то из нашего подсознания и соединяет с клеточным материалом Ужасных Тайн, есть необходимость классификации того, что получилось.
Наверняка это окажется подспорьем для писателей, желающих за копейки продать свою душу издателям.
*
Во-первых, истории о погибших путешественниках.
В этом смысле история с несчастными туристами, погибшими на Северном Урале, ничем не отличается от истории со звеном торпедоносцев, что сгинули разом в декабре 1945 года где-то в районе Бермудского треугольника.
Брошенный корабль, где на камбузе обнаруживают ещё тёплый чайник.
Массовое сознание, кстати, не так кровожадно: вовсе не обязательно, что погибли все.
Вот, как известно, «Титаник» погиб потому, что перевозил в Новый Свет мумию, мумия ожила, но спас Ди Каприо свою девушку?
Спас, а?
Тема эта называется - «Сиди дома».
*
Во-вторых, это истории о спрятанном сокровище - причём не обязательно из золота и драгоценных металлов.
Это и история Библиотеки Ивана Грозного, история неизвестно где сгинувших богатств, что Наполеон украл в Москве, и золото Колчака, что молчаливо ждёт на дне Байкала.
Тема эта называется «Подальше положишь, сам не найдёшь».
*
В-третьих, это знаменитые убийства и самоубийства (которые, конечно, тоже убийства).
Убийство Есенина, убийство Маяковского, убийство Кеннеди, убийство Распутина, Винни-Пуха и всех-всех-всех.
Я бы сформулировал эту тему, как: «Всех убили не просто так».
*
В-четвёртых, это истории о таинственных существах, что подкарауливают нас не только в лесах, полях, озере Лохнесс, но и в собственном доме.
Этот класс историй - очень древний и самый правдивый, отличается от историй о путешественниках тем, что мало не выходить за порог, а нужно отбиться от врага прямо у детской кровати.
Явление загадочных существ, приведений - дело давнее, всё равно что разговор с духами.
Инопланетяне являются точно так же, и точно так же некоторые из них бывают полупрозрачными.
Это называется «Мы не одни».
*
В-пятых, это истории древних цивилизаций, которые всё знали и всё предвидели.
Отрывной календарь майя, невиданные технологии египтян, квантовая физика Шамбалы.
Древние всё умели, а мы, дураки, куда-то задевали даже полимеры.
Они нас предупреждали, а мы - дураки.
Они нам всё написали, да только почерк неразборчив, а мы - обратно дураки.
Такой сюжет называется - «Богатыри. Не мы».
*
В нём есть подраздел, посвящённый истории загадочных сооружений. Египетские пирамиды - машина времени или просто антенна связи с космосом, Стоунхедж - телескоп или приёмник, железная колонна в Индии, сталинские высотки, что образуют магическую пентаграмму.
Их семь?
Да ладно, это такая особая пентаграмма, тем более, сейчас их непонятно сколько.
Ну и «Метро-2», конечно, без него никак.
Кстати об удвоении: этот раздел называется «Дом-2».
*
В-шестых, перед нами мировой заговор.
То есть история, в которой «неустановленной группе лиц» приписываются удивительные организаторские способности.
«Заговор спецслужб» это довольно разработанная тема.
Какие-нибудь спецслужбисты, что ищут сокровище Наполеона, Грозного и Колчака, убили из-за этого Есенина и Маяковского, пытали йети и разговаривали с духами, и всё для того, чтобы обнаружить отрывной календарь майя между шпалами «Метро-2».
Это всё уже было, но я бы и сейчас не отказался от спецслужб в сюжете - только ведь они разные бывают.
Заговор пожарных.
Могущественное тайное общество ветеринаров.
«Могущественный РАБКРИН» - вот имя шестой темы.
*
В-седьмых, это «Правда о великих людях» (которую от нас раньше скрывали).
Астрид Линдгрен познакомилась с Германом Герингом, когда тот приезжал в Швецию развлекать публику полётами на аэропланах, и после вывела его под видом летающего человека Карлсона.
Малолетний Флеминг вытаскивает малолетнего Черчилля из болота или отец Флеминга вытаскивает какого-то из Черчиллей из болота, и за это Черчилли дают денег на обучение мальчика, а он изобретает пенициллин и вылечивает повзрослевшего Черчилля.
Путешественник Пржевальский по дороге куда-то на восток заехал на Кавказ и переночевал в Гори и...
Ну, посмотрите на его памятник близ Адмиралтейства - Сталин!..
Моше Даян, будучи офицером британской военной миссии, выезжает на советско-германский фронт проведать британские танки.
Немцы прорывают оборону Красной Армии, и Даян, собирав вокруг себя красноармейцев, два дня удерживает высоту близ Сталинграда (Киева, Житомира).
За это его награждают орденом Боевого Красного Знамени, который он принципиально надевает, когда ведет в бой танковую колонну на Синае.
*
Такие конструкции всегда сделаны, по закону «обратных общих мест», описанному ещё Тургеневым.
К типовому образу добавляется противоположная черта, или соединяются те два, у которых эта черта общая.
Геринг толстый и летал, Карлсон толстый и летал, значит, эти два объекта - на самом деле один.
А от нас скрывали.
Обывателя захватывает не только сама тайна, но и восторг от сложной умственной деятельности по объединению объектов.
Он напрягается, будто дядюшка Поджер, и вот - о радость!
Мир преобразился, новая картина висит.
В этом какая-то удивительная цель мифологии - обязательно связать все предметы и существа в одно и придать получившейся куче смысл.
*
http://rara-rara.ru/menu-texts/perevaldyatlova?fbclid=IwAR3RED7SsGGl163Pt0snpsMuv2RgVm2M0jM7Hl7Zwv8VMijLpa4xKP8kggM

фолкхистори, конспирология

Previous post Next post
Up