немецкие колонисты в Российской империи

Oct 21, 2020 11:58


“Летом прошлого (1890) года мне было надобно проехать в немецкие колонии на Молочной и я остановился на ст. Михайловка, чтобы отправиться отсюда в колонию Пришиб, находящуюся в 17 верстах от железной дороги.
Завидев из окна вагона немца с рессорным фургоном, я поспешил к нему узнать, откуда он, и не отвезет ли он меня до Пришиба.
Колонист оказался действительно из Пришиба и охотно согласился довести меня, но не успел я окончить с ним переговоров, как подошло ко мне несколько стоявших у станции возчиков и объявили, что „чужестранца“ нельзя нанимать и что находящийся здесь староста их не позволит этого (ст. Михайловка расположена на надельной земле крестьян села Михайловки).
Я был очень озадачен этим и выразил протест против странного запрещения нанимать для собственной надобности хотя бы и чужестранцев.
Однако толпа увеличивалась и мне пришлось вскоре услышать резкие замечания по моему адресу, что  ставило меня в весьма неловкое положение.
Дело кончилось тем, что немец, во избежание неприятностей поспешил уехать, а я должен был нанять не чужестранца, а хохла из соседнего селения…
„И прежде було плохо от панив , - говорил мне с горечью один хохол, живущий по соседству с немцами,- да усэ-ж булы свои, а теперь паны наши стали нимци...“.
Отношение к немцам-колонистам от ближайших соседей их невольно заставляет задумываться над странною судьбою этих колоний. Во время еврейских погромов в г. Александровске  в 1880 году, как мне передавали местные жители этого города, немцы ожидали также нападения толпы и на свои колонии…”.
***
“Немец давит местного крестьянина, давит своим достатком, высокомерным отношением, а главное - тем, что лишает его соседней земли, которую он мог бы арендовать, или купить.
С каждым годом частновладельческие земли здесь переходят понемногу в немецкие руки,  а раз немец приобрел землю, он не отдает из нее в наймы ни одной десятины, у него всегда находится достаточно средств для ведения собственного хозяйства.
Но кроме того колонисты еще и арендуют большие площади земель, и эта аренда растет в южных уездах так же поразительно, как и скупка земель…”.
***
“Нельзя отрицать всех заслуг также как и нравственных качеств колонистского населения, его высокой культуры и образцовой общественной организации.
Но из этого, конечно, не следует спокойно относиться к распространению власти „чужестранцев“ над русской землей.
Колонисты-немцы были бы, может быть, желательными гостями в медвежьих углах нашего Востока и Сибири, но в южнорусской окраине они имеют в настоящее время земли и влияния больше, чем это соответствует положению „чужестранцев“.
Влияние это растет с каждым годом и угрожает онемечиванием края, что в особенности следует сказать о Крыме, который поразительно быстро переходить в немецкие руки.
Можно с уверенностью сказать, что если правительство не примет на себя в близком будущем регулирования землевладения в Крыму покупкою за свой счет владельческих земель, то эта „жемчужина короны“ обратится вскоре в немецкую провинцию…”
***

“Вся масса южнорусских колонистов-немцев несомненно обладает большою зажиточностью.
Говорят, что колонисты принесли с собою в Россию денежные средства, получали многочисленные льготы от правительства и пользовались много лет его попечениями.
Эти обстоятельства, конечно, дали возможность колонистам стать у нас твердыми ногами.
Но все прежние льготы уже давно отняты у них, благосостояние же колонистов не уменьшается, а растет.
Еврейские и болгарские колонии точно также получали от правительства льготы и попечения, но при всем том не достигли особого процветания…”.
***
“В отношении культуры, конечно, нельзя поставить в один уровень немца-колониста с нашим крестьянином.
У первого больше технических знаний, хотя часто и рутинных, больше устойчивости в сельскохозяйственном деле, но все эти преимущества еще не так велики, чтобы могли дать то превосходство в их быту и хозяйстве, какое мы видим в настоящее время.
Те же колонисты-немцы в Поволжье, хотя также с культурою, но допустившие дробление и измельчение хозяйства, обеднели и опустились до уровня наших крестьян.
Земско-статистические исследования, произведенные в последние годы в Николаевском и Новоузенском уездах Самарской губернии, рисуют их экономическое положение хуже, чем для местного русского сельского населения…”.
О немцах колонистах Николаевского уезда, практикующих душевую раскладку земли, одинаковую с нашими крестьянами, статистики пишут:
„Половина всех домохозяев не может вести самостоятельно хозяйства на своей собственной надельной земле...
Въ настоящее время немцы, благодаря присутствию в их среде массы безземельных и бесхозяйных семей, находятся кругом в долгах у частных лиц“ (Сборник статист. сведений по Самарской губ. Т. УТ, стр. 230)
***
“Южнорусские колонисты поступили иначе, чем наши поволжские немцы, и, несмотря на многочисленные испытания, твердо сохранили в течение столетия принцип неделимости хозяйства при наследовании.
Земская статистика южнорусских губерний показала, что принцип этот выдерживается по всем южнорусским немецким колониям, хотя и не везде одинаково.
В этом принципе поддерживающим высокий размер хозяйства, и заключается основная причина процветания южнорусского колонистского хозяйства…”.
***
“Что колонист, владеющий 60-десятинным хозяйством, получает с него сравнительно порядочный доход, это, конечно, весьма понятно, и если бы при этом все колонисты, устраняемые от надела принципом наследства, оставались круглыми бедняками, то колонистское землевладение не имело бы за собою никаких экономических преимуществ.
Но действительность показывает другое
. Оказывается, что безземельные колонисты, взятые в массе, пользуются лучшим благосостоянием, чем наши крестьяне среднего достатка.
Принцип колонистского землевладения, ограничивающий дробление хозяйства, дает колонистскому населению в целом гораздо лучший достаток, чем если бы оно имело при дробимости земельных наделов...”.
**********************************************************************
**
Это правило называется Erbhof. Оно специфически прусское. При Гитлере его стали насильно по всей Германии вводить - результаты проявиться не успели.
недробление Майорат Плюс запрет на уход из хозяйства. Такой колхоз в рамках одной семьи.

*

Молочанский  колонистский округ.
Оформился на землях западнее р. Молочные Воды (Молочная) в Таврической губ., где в 1803-1810 поселилась большая часть выходцев из юго-западных и западных земель Германии. Колонии получили названия Пришиб (Молочна), Гофенталь, (Альт-) Нассау, Вейнау, Вассерау и др.
***
“Вышедшая в третьем году книга В. Е. Постникова «Южно-русское крестьянское хозяйство» представляет из себя чрезвычайно подробное и обстоятельное описание крестьянского хозяйства в губерниях Таврической, Херсонской и Екатеринославской, преимущественно же в материковых (северных) уездах Таврической губернии". (В.И. Ленин)
В.Е. Постников. Южно-русское крестьянское хозяйство. 1891
https://yadi.sk/i/XRVlB2RQeoX5IA
*
https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=4505357649539536&id=100001960353817
https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=4505440539531247&id=100001960353817

История России, История

Previous post Next post
Up