по поводу мэтра ДЕГ, сверхмощного интеллекта и тайных знаний часть 2

Sep 19, 2020 19:15

Фолк-хи́стори ( псевдоистория, параистория, антиистория, лжеистория[2], поп-история[3], история для народа[4], масс-история[5], самодеятельная история[6] и др.), - обобщённое название совокупности претендующих на научность, но не являющихся научными, литературно-публицистических трудов и идейно-теоретических концепций на исторические темы, созданных в основном непрофессионалами с позиций негационизма[7].
***
Негационизм - вид исторического ревизионизма, при котором «новая» концепция строится на отрицании и/или игнорировании твёрдо установленных наукой фактов.
***
Возникновение фолк-хистори как явления относят к перестроечному периоду в СССР/России и тогдашней[8] волне ревизионистских книг и публикаций в периодике, направленных на «разоблачение» исторической науки.
Эта волна берёт своё начало в середине-конце 1980-х годов[9], достигает пика популярности к середине-концу 1990-х[10] и продолжает стабильно её удерживать и в наши дни.
*
Среди предшественников фолк-хистори иногда называют историка Льва Гумилёва[11][12], пассионарная теория этногенеза которого (а также многие частные выводы) жёстко критикуются многими коллегами-историками[13][14].
Эксперты считают[15], что Гумилёв, сам оставаясь в рамках исторической науки, тем не менее «…подготовил почву для бурного произрастания разнообразных творцов псевдоисторического бреда… с необходимой аудиторией потребителей их продукции.
Без него ни первые не были бы столь самоуверенны, ни вторые столь многочисленны.
Ибо Л. Гумилев своим авторитетом как бы санкционировал произвольное обращение с историей»[16].
***

Фолк-хистори часто понимается как особый литературно-публицистический жанр масс-культуры[18][19], обладающий следующими признаками:[8]
*
1)тенденциозный отбор лишь тех подробностей, которые укладываются в изначально заданные автором рамки концепции; часть фактов при этом откровенно додумывается,
*
2)при этом сохраняется «наукообразие» и декларируется цель именно научного опровержения устоявшихся традиционных представлений о предмете;
*
3)произведение в жанре фолк-хистори мимикрирует под научное ;
*
4)настрой на сенсационность; отрицание и/или игнорирование твёрдо установленных наукой фактов;
*
5)нарочитая скандальная грубость изложения, апломб, нападки и «разоблачения» предполагаемого заговора традиционных («официальных») историков;
*
6)стремление поразить читателя масштабами предполагаемых «подтасовок» и «сокрытия правды», глобальность, призыв к коренной ломке представлений о модели истории;
**********
Конспирологический образ, активно обсуждаемый, в том числе, в произведениях фолк-хистори
часто проводятся явные параллели с современностью;
тексты носят публицистический характер «на злобу дня», порой гранича с памфлетом, пытаются «обосновать» те или иные предлагаемые авторами актуальные политические идеи, служат им пиаром.
*
Кроме того, сочинения в жанре фолк-хистори нередко могут подкрепляться псевдолингвистическими аргументами для обоснования своих положений.
Такая «лингвистика» созвучно с фолк-хистори стала именоваться «фолк-лингвистикой»[32].
*
Как правило, произведения в жанре фолк-хистори создаются далёкими от профессиональной исторической науки лицами[7] - и потому не содержат подробностей их собственных архивных исследований.
Фактически это компиляции из прочитанной тем или иным автором литературы и прессы,[26].
*
Часто в поиске оправдания автор произведений фолк-хистори утверждает, что «его преследуют за правду», «архивы закрыты», «засекречены», и проч[9].
*
Как замечает писатель, сотрудник Института военной истории Министерства обороны России Алексей Исаев, фолк-хистори пытается объяснить исторические события с точки зрения бытовой логики[36].
*
В занимательной форме она перерабатывает для массовой аудитории исторические атрибуты;
Имена, даты, географические названия и ландшафты в такой ситуации лишь антураж, декорация, имитирующая научность[8].
****
Среди целей такой деятельности
*
самопрезентация и утверждение идей и персон, которые не смогли по разным причинам утвердиться в рамках академической истории;
*
попытка (иногда искренняя) дать простые ответы на сложные этнополитические вопросы современности;
*
а также коммерческий интерес, способ заработка.
***

Сообщество «фолк-хисториков», в свою очередь, обычно подразделяют на несколько групп.
*
1.Классический «центр» фолк-хистори базируется на экспансии представителей точных наук в гуманитарную сферу, это «физики», занявшиеся «лирикой».
Они, как правило, интересуются контрфактическим моделированием исторической реальности.
*
2.Вторая по значимости группа - националисты, олицетворяющие подъём национального самосознания в постсоветскую эпоху
. Главной своей задачей они видят обеспечение «своих» этносов более древней и героической историей, которая «до сих пор скрывалась».
*
3.Третья разновидность фолк-хистори - «игровая история», история тайн и загадок.
Она образовалась на стыке наименее качественной научно-популярной литературы и литературно-философских идей постмодернизма.
Фактически происходит моделирование истории по принципам арт-проекта - с той, однако, разницей, что такая фолк-хистори, как и всякая другая, претендует на ультимативную истинность своих построений взамен общепринятых.
*
4.На периферии фолк-хистори находятся попытки обоснования с помощью своеобразно понимаемой истории каких-либо актуальных политических, философских концепций или идей с целью манипуляции массовым сознанием.
В интерпретации подобных «фолк-хисториков» исторические факты играют роль лишь удобного набора кубиков.
Эта категория, как и националисты, наиболее склонна к искажениям истории до неузнаваемости в случае конфликта с отстаиваемой идеей.

**
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%BE%D0%BB%D0%BA-%D1%85%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8

фолкхистори, Дмитрий Галковский

Previous post Next post
Up