еще одна спорная точка зрения на Высоцкого

Aug 02, 2020 17:31


Немного поспорил в комментах о Высоцком. Ну, и сам задумался.
Кем был он для советских людей?

Короче, вот какая у меня получилась в итоге формула: Высоцкий - поэт второго поколения.

С антропологической точки зрения, СССР был миром деревни, перебравшейся в город. 1913 год - 90% населения живет в деревне. 1990 год почти 90% населения живет в городе.
****

Первому поколению русских, перебравшемуся из деревни в город, никакой Высоцкий был не нужен.
Внутренне, культурно, духовными своими корнями они еще пребывали в мире деревни.
И даже в городе успешно воспроизводили ее быт, этику, поведенческие привычки, сдвигали на праздники столы во дворах, как это делали у себя в деревнях, пели хором деревенские песни и т.д.
****

Третьему поколению, выросшему в городе, Высоцкий тоже был уже не особо нужен.
Ибо к этому времени в городах начала подрастать довольно густая и разнообразная городская культура - на любой вкус.
И оно, третье поколение разбивалось уже на ручейки по интересам - кому-то Битлз, кому-то "Песняры", кому-то авторская песня, кому-то всякий самопальный городской рок...
***

А вот второе поколение прошло под знаком Высоцкого.
Деревенские корни уже отрезаны, деревенская культура родителей не вызывает ничего, кроме слегка высокомерного презрения.
А до создания собственной городской культуры еще расти и расти...
***

При этом официальная высокая культура в зубах навязла, до отечественной и мировой классики мозги просто не выросли...
Культурный вакуум.
Как гениально описал эту ситуацию Маяковский полувеком раньше, "корчится улица безъязыкая..."
****

Безъязыкость - вот культурный код второго поколения.
"Бля", "гы", затянуться и сплюнуть - вот и все собственно культурные реакции которые имелись в арсенале второго поколения.
Опять-таки, если мы оставим в стороне официально-советский культурный код, которым второе поколение было индоктринировано, мягко говоря, далеко не насквозь.
***

И вот здесь появляется Высоцкий, который превращает "бля" и "гы" второго поколения в слова и строки привычного, родного и понятного ему, поколению, русского языка.


***
Ни один народ не будет любить певца, который станет петь ему о его, народа, скотской жизни.
Любят только за ПРЕОБРАЖЕНИЕ.
Высоцкий преображал противное в смешное, а страшное в героическое.

****

"Глуши мотор,- он говорит,-
Пусть этот МАЗ огнем горит!
Мол, видишь сам - тут больше нечего ловить.
Мол, видишь сам - кругом пятьсот,
А к ночи точно - занесет,-
Так заровняет, что не надо хоронить!"

****
Он всё больше хмелел, я - за ним по пятам.
Только в самом конце разговора
Я обидел его - я сказал: «Капитан,
Никогда ты не будешь майором!..»

****

Что здесь такого?
Да ничего.
Просто жизнь миллионов, свернутая в тугую поэтическую строку.

И исполнение на хорошем нерве, и хриплый баритон, и харизма...
Высоцкий стал языком второго поколения горожан.
Сотни его песен транспонировали "бля" и "гы" поколения в бесчисленное множество тональностей, эмоций, фраз, чувств, поведенческих реакций, культурных ниш...

А вместе со своим поколением ушел и он.
****
Речь идет не о "советских поколениях", а о "городских"
Я считаю не с "начала советской власти", а с момента попадания в город. Из деревни в город перебрались мои родители. Следовательно, я - горожанин во втором поколении.
вопрос о восприятии Высоцкого - это вопрос поколенческий: это 1960-70-е гг. Более молодым он становился чужим в силу возраста. Старый слишком, пел о другом, картинка вокруг уже не та стала, что прежде.
***
если брать сам по себе процесс культурной трансформации деревенского человека в горожанина, то культурный вакуум второго поколения - это отдельный социальный феномен, который мало изучен.
Деревенская культура уже отсечена, навыки создания и восприятия городской культуры еще не сформированы.
"Безъязыкость".
И вот в эту-то безъязыкость Высоцкий вошел, как клинок в ножны.
***

Сейчас уже трудно представить себе былые масштабы популярности этого человека, причём среди всех слоёв советского общества - начиная от «начальников государства» и кончая рабочей молодёжью.
Количество самопальных записей песен Высоцкого, ходивших по тогдашнему Союзу (и отчасти за его пределами) не поддаётся учёту: фактически, у каждого владельца магнитофона имелась хотя бы одна кассета с «Володей».
*

Москвич, дворовый харизматик из образованной семьи  входил в народ и триумфально был принят. Страна заключила его в горячие объятия.
Всякий принимал его за своего.
Хриплый голос звучал из каждой избушки и новостройки.
Плёночное сарафанное радио разносило по городам и весям.
Казался он слушателю нравственным ориентиром.
О таком друге, как воображаемый по песням Высоцкий, мечтал каждый советский человек. Страна была романтической....
Хулители Высоцкого - в которых тоже нет недостатка - обычно в таких случаях кривятся и начинают доказывать, что Высоцкий был посредственным актёром и «никаким» певцом.
Это отчасти верно, если рассматривать его творчество по отдельности - как «актёрское» и «бардовское».
На самом деле дар Высоцкого проявился именно в его двойной природе.
Он не «исполнял» свои песни, а играл их - с применением всего арсенала чисто актёрских приёмов.
*
В принципе и в этом не было ничего нового: хорошие шансонье всегда не столько пели, сколько «играли театр».
На русской сцене подобное делал ещё Вертинский.
Однако Высоцкий сделал следующий шаг - он начал «играть публику», «работать по типам».
Песенные миниатюры Высоцкого цепляли именно тем, что они и в самом деле в концентрированном и сжатом виде изображали характерные и узнаваемые типажи.
На том же эффекте был основан взрыв популярности другого близкого к Высоцкому персонажа - Аркадия Райкина.
Но если Райкин взял на себя роль злого (ис)следователя по делу советского общества, - он  издевался над «советскими недотыкомками»
- то «Володя» играл роль доброго следователя, честно пытающегося разобраться в жизненных обстоятельствах каждого: шофёра, аквалангиста, медика, шабашника, собрата-актёра и т. п.
«Всенародная любовь» была загрунтована пластом «профессиональной» песни - посвящённой академикам, альпинистам, водителям, грузчикам и так до буквы «я».
Высоцкий хорошо знал простую истину: чтобы тебя полюбили все, нужно понравиться каждому, и невелика беда, если каждый будет любить за разное.
*
С другой стороны, он же  умел работать и с «большими», коллективными ценностями.
*
Не будем углубляться в особенности исполнительской манеры Высоцкого.
Скажем только, что некоторые его эксперименты обогнали своё время.
Например, глядя из сегодняшнего дня, поражаешься, насколько некоторые его песни близки к рэпу.
*
Высоцкий был достаточно плодовитым автором: известно около шестисот принадлежащих ему песен и стихов[9].
Большинство из них известно только фанатам Высоцкого: даже на пике популярности «на слуху» было в лучшем случае около полусотни текстов.
*
Чистый «блатняк», который Высоцкий тоже исполнял, составлял  не основную, часть его творчества
Высоцкий привнёс в «блатняк»  псевдобиографическую - тему.

В связи с этим нельзя не коснуться самой распространённой прижизненной легенде о Высоцком - а именно, темы его «срока».
Миллионы людей в Советском Союзе были убеждены, что Высоцкий «сидел», причём не по политической, а по уголовной статье.
Высоцкий время от времени опровергал эти слухи, - однако, всячески при этом подчёркивая свою солидарность с «сидевшими».
«Я, может, не мотал срок, а вот мои друзья - мотали, но из-за таких мелочей мы не перестали быть друзьями» - таков был посыл его выступлений на эту тему.

Кроме того, были песни, где Высоцкий говорил о себе как о «сидевшем» в первом лице.
Разумеется, это делалось завуалированно, в виде намёков, разбросанных по песням.
***
Со своей собственной точки зрения, он просто «пел как дышал».
Но, будучи гением селф-промоушена, он остро чувствовал, что некие темы и направления «перспективнее» прочих, что есть некое «течение», которое выносит наверх и в которое нужно влиться, чтобы иметь успех.

***
https://www.facebook.com/andrey.franz/posts/3063147023781749

http://traditio.wiki/%D0%A2%D0%B5%D0%BA%D1%81%D1%82:%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD_%D0%9A%D1%80%D1%8B%D0%BB%D0%BE%D0%B2:%D0%92%D1%8B%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B8_%D1%83%D1%80%D0%BB%D0%B0?fbclid=IwAR3i7AMPR6jgufVkQa_W8R4OUPMP2CbqMua0XkPO0QWbURDQOOPSPzivzuk

СССР урбанизация, Высоцкий

Previous post Next post
Up