политолог Алексей Чадеев про партию "Единая Россия"

Nov 23, 2019 16:39


"Для народа, но без народа"

В субботу днем я сидел в зале съезда ЕР, смотрел на выступавшего с трибуны Медведева, который клеймил отдельных несознательных товарищей по партии, пошедших на выборы самовыдвиженцами, и требовал, чтобы никто больше не смел стесняться своей партийной принадлежности.
И думал я в тот момент о том же, о чем думаю последние несколько недель (в том числе и в связи с результатами нашего с ВЦИОМ опроса) о феномене «партии власти».
**

У меня есть одно воспоминание, которое не даёт покоя - я его называю «путинизм до Путина».
В 97-м я только-только пришёл работать в Белый Дом и  и  очень хорошо помню те разговоры, которые тогда велись в кругу начальников - «молодых реформаторов» Чубайса-Немцова-Федорова, а потом и Кириенко - и их советников.

Это были разговоры в том числе и о том, что было бы хорошо, если бы в Думе была партия, которая имеет твёрдое большинство и голосует по всем принципиальным вопросам так, как «мы» ей скажем.
В то время это было не так - большинство в Думе принадлежало оппозиции, и принципиальные голосования просто покупались деньгами олигархов, что делало их почти равноправными партнерами Кремля, могущими диктовать условия.
****
И, да, «прекрасная Россия будущего» людьми в правительстве рисовалась примерно как та Россия, которая есть сейчас:
олигархи разгромлены и удалены от власти,
ключевые компании и активы поставлены под контроль государства,
СМИ и пропаганда полностью управляются Кремлем,
оппозиция имеет только трибуну, но не возможность влиять на решения,
правительство осуществляет реформы и полностью держит в руках экономические рычаги и т.д.
****
Путин потом это все смог - но они уже тогда, за два года до его прихода к власти, уже всего этого хотели, и даже в состоянии были это довольно внятно формулировать.

Почему так важно обязательно иметь твёрдое, в идеале - конституционное большинство в парламенте под прямым контролем Кремля?


Именно потому, что время от времени необходимо принимать решения, которые в принципе никогда не будут одобрены большинством граждан, и даже скорее всего вызовут протесты.
Если бы такой необходимости не было - в общем-то без разницы, из кого там эта Дума вообще состоит;
но вот те самые «трудные» - или, как выразился в речи на съезде Путин, «ответственные», они же «непопулистские» решения -
то что обуславливает необходимость сохранять ту политическую конструкцию, которая сейчас есть.
И вновь делать ставку на «301 голос».
***
«Трудные решения»  возникают нечасто, но  все же возникают.

Пенсионная реформа - реакция на неё почти дословно та же, как была когда-то на реформы гайдаровского правительства.
Но были и другие, и вообще они регулярно случаются - будь то «пакет Яровой», «закон Димы Яковлева» или даже просто запрет курения в общественных местах.
Короче, время от времени это самое контролируемое большинство должно голосовать за нечто заведомо антинародное,
и принимать на себя весь град пинков и зуботычин от возмущённой общественности -
и именно и только это обуславливает столь жесткую за него борьбу, даже в неблагоприятных, как сейчас, условиях.
*****
Единая Россия» - это инструмент, с помощью которого Кремль оформляет свою власть в парламентах - федеральном, региональном и муниципальных.
Это основная функция «Единой России».
Есть еще одна - вспомогательная.
Наряду с ОНФ партия используется властями, чтобы изображать поддерживающую Путина «общественность» - так Кремль структурирует и декорирует политическое пространство
*****

Итак. «Единая Россия», если отбросить рюшки-завитушки, с функциональной точки зрения это в первую очередь политтехнологическая машина, основная задача которой (чтоб не сказать «миссия») состоит в том, чтобы на всех выборах любого уровня от сельсовета до Госдумы всегда побеждал кто надо, а не абы кто.
А если даже вдруг по случайности где-то и победил абы кто, то чтобы на него была накинута управленческая рамка, позволяющая превратить его из абы кого в кого надо, или по крайней мере на своей должности заставить делать то, что надо кому следует.

Нужность этого инструмента обусловлена тем, что те, кто следует (следует, понятное дело, за тем, кто ведёт) могли нарезать задачи и спрашивать за результат.
Этим обеспечивается интегральное единство, целостность и непротиворечивость госполитики - в этом смысле структура вполне соответствует своему названию: единая - с точки зрения системы управления - Россия.

При этом поскольку она формально упакована как «политическая партия», ведущая «предвыборную борьбу» с «другими политическими силами», у неё кроме этого основного контура есть еще куча всяких разных активностей и атрибутов,
по поводу которых есть аппаратный консенсус, что они как минимум не вредят - а в идеале даже и помогают - удерживать необходимый уровень поддержки гражданами.
Но эти активности и атрибуты суть нечто заведомо второстепенное, так сказать, элементы декора, в отличие от силовых элементов несущей конструкции.
Вот были когда-то «партийные платформы», «советы сторонников» и прочая «молодая гвардия»; нет их - и Аллах бы с ними, никто и не вспомнит.
А собственно электоральная машина - вот это и есть важное.

***

Все это держится на идее о том, что общество в принципе глупое, оно как малый ребёнок, не знающий своей пользы и сующий в рот конфету
- но есть строгая мама, которая конфетку изо рта вынимает,
а вместо этого даёт невкусную, но очень питательную и насыщенную витаминами ложку яблочного пюре.
И эта мама, в разрезе государства, и есть те немногие, которые знают как надо,
они в сущности и есть единственный подлинный субъект власти,
а вся остальная институциональная машинерия, включая партии, выборы, парламенты, программы и т.д. - должна стать приводным ремнём для реализации их решений.
****

Разумеется, эта картина мира может быть атакована множеством разных способов.
Во-первых, можно пытаться оспаривать ту мысль, что эти самые «они» и есть тут самые умные, которые только и знают, как надо, и предлагать взамен каких-то других «они»: этим десятилетиями занимаются люди типа Глазьева или Хазина.
Во-вторых, можно пытаться сказать, что «люди» не такие уж и глупые, как кажутся, что их можно и нужно убедить, если им правильно все объяснить - это многолетний хлеб разномастных околовластных пропагандистов.

Но все это, в конечном счете, маргиналии.
Основная идея остаётся той же: контроль над парламентом - залог успешности экономической политики.
Неважно, называется она «политикой реформ» (как в 90-е), или «нацпроектами» и «прорывом», как в 2019 - это именно оно: «знающие» пытаются делать более лучше жизнь «незнающих», стараясь при этом максимально исключить их из процесса выработки и принятия решений как таковых.
Ультрапатернализм.
****

Верхние начальники гонят ЕР «обличать чиновников» или «идти к людям» не от желания услышать критику и вал проблем,
а в первую очередь потому, что им нужен ее рейтинг: без него выборы выигрывать проблематично - даже вбросы и административная коррекция работают лишь до тех пор, пока люди «внизу» в общем и целом не возражают против того, что «эти» должны побеждать.
Они говорят: делайте что хотите, привлекайте какой угодно «экспертный потенциал» (тоже из сегодняшней речи президента), но нужен рейтинг.
Почему?
Потому что нужна победа на выборах.
Почему?
Потому что нужен контроль парламента.
Почему?
Потому что, возможно, периодически придётся опять реализовывать «трудные решения», а значит, механизм должен быть.

Отсюда вывод - промежуточный.
Нет никакого шанса трансформировать наш партийно-политический ландшафт, если не трогать сам базовый меритократический алгоритм,
его сформировавший.
Вот эту механику, когда в стране есть узкая и полузакрытая группа «знающих», и манипулируемое большинство, которому проще отвлечь внимание, чем научить разбираться в реальной проблематике, определяющей «трудные решения».

Из этой реконструкции понятна даже фантомная боль по утраченной «правой партии» (то, на чем в прошлую кампанию сделал свой мелкий гешефт Титов, а до этого еще много кто каждый раз).
«Правая партия» как политический агент нужна чтобы заряжать в паблик «антинародную» повестку - именно чтобы избавить от этой тягостной необходимости саму «партию власти», она же «партия большинства».
Должен выходить на думскую трибуну кто-то похожий одновременно на Чубайса, Кудрина и Чикатило, и гнусавым голосом, показывая на экране графики и гистограммы, сообщать, что столько-то неэффективных старушек должны сдохнуть, иначе никак не будет никакого экономического роста.
В него вся страна должна азартно швыряться гнилыми помидорами,
а «власть» должна быть арбитром и бодигардом, не дающим прямо сейчас разорвать злодея лошадьми.
****
А сейчас в этой трудной злодейской роли, из-за пустоты на этом фланге, вынужденно выступают министры правительства, что, конечно, совсем не айс.
Поэтому хорошо бы, чтоб таких все же в Думу, но проблема в том, что за них никто, блин, не голосует.

И, значит, остаётся только время от времени заменять батарейки.

*****

К итогам очередного ХIХ исторического съезда партии :
Новый желаемой начальством облик партии "Единая Россия" можно описать всего двумя словами: "КПСС без коммунистов"
Единая Россия напоминает КПСС в последние годы перед "перестройкой".
«Совещание живых трупов»
Не к той части советского наследия обращаются господа. Мы, рождённые в СССР, тоскуем совсем не по съездам.

***

Что объединяет все  события? Очевидно, все  знаменуют собой начало реальной подготовки Кремля к выборам Государственной Думы 2021 года.

Обсуждение "подготовки" разные проплаченные и не очень эксперты пытаются так или иначе свести к "проблемам партии Единая Россия": дескать, внутри и вокруг этой партии бурлит дискуссия о ее будущем, дебатируются разные пути "развития", "стороны никак не могли прийти к консенсусу, как оживить партийную работу" и прочий подобный бред.

На самом деле с таким же успехом можно было бы обсуждать, как оживить механическую куклу. Понятно, что куклу оживить нельзя - ее можно разве что завести. А если не заводится - починить, поменять в крайнем случае шестеренки на точно такие же - и она снова будет двигаться как живая. Ключевое слово "как".

У "Единой России" нет и не может быть проблем - как их не бывает у покойника.
Это даже не КПСС - поскольку ЕР не является правящей партией.
Ее  задача - обессмысливать все представительные органы власти, какие только есть в стране, и, соответственно, внушать жителям уверенность, что единственной законодательной властью является только президент и "его люди", а больше никто.
ЕР - классическая "заглушка", и с этой своей функцией она справляется хорошо.

А "проблема выборов 2021" действительно есть - и она крайне острая для Кремля. Другое дело, что к ЕР она не имеет никакого отношения.
Мне даже смешно наблюдать, до какой степени старательно все придворные аналитики стараются эту проблему - огромную, как слон - НЕ ЗАМЕЧАТЬ, и готовы обсуждать что угодно, хоть речь на съезде потешного Медведа - лишь бы не ЭТО.

Как всегда, всё самое неприятное - просто. По разным опросам, произошедшую Пенсионную Реформу в стране не одобряет (относится резко отрицательно) от 70 до аж 90 процентов населения. То есть тема не просто заманчивая, но и более чем очевидная.

Что будет, если какая-то партия пойдет на выборы, выдвинув лозунг ОТМЕНЫ пенсионной реформы, то есть - возвращения пенсионного законодательства к состоянию на 1 июня 2018 года?

Это будет простое, понятное, разделяемое более чем половиной от всех (!) избирателей требование.
Какие прыжки должна совершить механическая кукла, чтобы каким-то образом отвлечь избирателей от поддержки этого требования, да и заставить их проголосовать за себя? Очевидно, что никакие. Эта задача просто нерешаема, как ты партию ни "форматируй" и какие ей "пути развития" ни намечай. И в Кремле, где сидят все же не дураки, это прекрасно понимают. И даже уже приняли решение.

Тем более, что она представляется строго единственным.
Это решение - ЗАЧИСТКА.
То есть - ввести в российской "партийной жизни" порядки зоны: шаг влево, шаг вправо - побег.
Все "лишние" партии как минимум - никуда не допустить, как максимум - вообще уничтожить (лишить регистрации). Вот, первой под нож идет недоделанная "Партия перемен", точнее, ее так неразродившаяся прародительница - "Гражданская инициатива".

Самое интересное, как будут решать проблему с КПРФ. С одной стороны, понятно, что Зюганов полностью подконтролен и будет готов молчать как рыба; но с другой стороны - как коммунистическое "болото" перенесет замалчивание пенсионной темы?? Это ведь станет для КПРФ полнейшей потерей лица, чреватой бунтом в партии! Удача сама идет в руки - как тут смолчать?! Видимо, следует ожидать каких-то чрезвычайных мер Кремля в отношении КПРФ, причем в скором времени.

А ЕР - что ЕР...
Тема пенсионной реформы для нее табу - именно это, а не что-либо еще, превращает всех ее выдвиженцев в политических зомби.
А зомби побеждают (как мы знаем из голливудской кинопродукции) - только когда они съедают всех живых.
***
Как человек, имеющий живейшее отношение к политтехнологиям, должен заметить, что "партия власти" уже лет десять предлагает профессионалам условия "всё украдено до нас". Их Баба-Яга воспитана в строгом соответствии с заветами тов. Огурцова в своём коллективе.

https://www.facebook.com/alexey.chadayev/posts/3184912461537881

выборы, политика искусство возможного, Алексей Чадаев

Previous post Next post
Up