одно и то же событие, в том числе и “событие искусства” воспринимается нами по-разному с течением времени.
Не только меняется наше настоящее, но и все время меняется наше прошлое в зависимости от нового контекста настоящего.
Я не вижу никакой крамолы в переписывании истории.
Более того, я считаю, что это переписывание-переосмысление и есть единственно возможный и естественный метод постижения Истории и Прошлого.
***
Лучше всего это проследить, например, на примере кино 80-х.
Многие атрубуы и приметы того времени меняют с течением его смысловую и качественную нагрузку.
Например, чувак в белых кроссовках, “варенных джинсах” на вишневой “девятке” с непомерными понтами кинозрителем 1987 года воспринимался совершенно отлично от современного кинозрителя.
Сейчас он пойдет по категории мелкого, провинциального жлоба-недуомка,
а в 1987 году он считывался как модный, авангардный и преуспевающий, хотя и жестокий, отвратительный представитель нового общественного класса.
Сейчас его дальним эквивалентом мог бы стать нахальный, высокопоставленный ФСБ-шник в костюме Армани на Mercedes C 63 AMG.
***
Или возьмем эпоху русского модерна. Сейчас дирижабли и моторные ландо эпохи Северянина воспринимаются нами с легкой усмешкой и доброй снисхотительностьью, данью старинным причудам наших прадедов, а для современников Северянина вполне возможно дирижабль и аэроплан были эквивалентами самолета А-380 и автомобиля Koenigsegg.
***
Все время меняется валентность событий прошлого, например, кадры советской хроники. От хроники пионерского хора, здравиц в честь Брежнева на XXV съезде партии в кинозале 1989 года веяло пошлостью, а в 2008 году эти пионерские рулады уже милы и вызывают ностальгическую слезу.
***
Помню, как забавно и многократно менялась оценка фильма “Ирония судьбы” Эльдара Рязанова.
70-е фильм шел на ура.
80-ые он стал подзаемучивать зрителя.
В середине 90-х, после завершения эпохи чернухи, когда вновь возникла мода на все советское, он снова взлетел на пик популярности,
теперь же в контексте глянцевой культуры и неофеминизма Радуловой-Арбатовой, герои Яковлева и Мягкова - являют собой объект насмешек даже для женщин, не являющихся феминистками.
****
Забавно смена полярности в отношении, скажем, героев фильма “Собачье Сердце” или “Принцесса на бобах”. Совершенно иное истолкование получают такие уникальные для своего времени картины как “Экипаж” или “Маленькая Вера”.
****
Я не вижу в этом ничего крамольного, в том, что время меняет наше ощущение времени.
“Бытие временится из будущего”, утверждал Хайдеггер и был прав.
**
Что там говорить о таких высоких материях как кино или история. Если даже в течение суток один и человек меняет свое мнение о предмете благодаря контексту своей бытовой реальности. Например, весь день не ел, не пил, захотел пойти в фешенебельный ресторан. Предвкушая богатый ужин в метель написал восторженный пост - о еде и о вине. Пошел, нажрался как свинья, выпил море водки, лежит дома и проклинает свое обжорство, алкоголизм и этот ресторан, будь он проклят.
https://zheniavasilievv.livejournal.com/238706.html