Jun 22, 2019 00:58
в 70-е писатели- деревенщики полюбили загубленную деревню, фарцовщики -иконы - и понеслась. Какой космос, какие танки? А вот исконно-посконное... И мораль сразу поперла кондовая - ишь, в джинсах да кроссовках танцуют, патлы отрастили. Бесовское это все.
Это их стонущая по лаптям братия воплями о загубленном русском жизненном укладе реанимировала монархические байки о "России, которую мы потеряли".
Уже с появлением первых видеосалонов и переводной литературы , эти нудные ребята из "роман-газеты" ушли в тень, поблёкли и слились с воспеваемым ими навозом.
" В сорок четвертом году в предгорьях формировался или пополнялся после героического рейда кавалерийский корпус.
В Батуми поступал овес из Америки - для военных лошадей, и вместе с овсом прибыло вот это растение.
Сначала на него никто не обращал внимания, потом им любовались и тащили по садам, потом, когда он, паразит, как и полагается янки, захмелел, задурел на чужой на кавказской стороне,
начал поражать собою лучшие земли, сжирать поля, чайные и табачные плантации, сады и огороды,- спохватились, давай с ним бороться,
но поздно, как всегда, спохватились: заокеанский паразит не дает себя истребить, плодится, щупальцами своими, которые изруби на куски - и кусочки все равно отрастут, ползет во тьме земли, куда растению хочется.
Круглый год трясет веселыми кудрями, качает золотистой головой, пуская цветную пыль и ядовитые лепестки по вольному приморскому ветру, по благодатной земле, клочок которой тут воистину дороже золота.
Н-да, подарочек! То цветочек с овсом, то колорадский жук с картошкой, то варроатоз на пчел, то кинокартиночка с голыми бабами-вампирками,
то наклепка на форменные штаны переучившемуся волосатому полудурку с надписью отдельного батальона, спалившего живьем детей в Сонгми, - буржуи ничего нам даром не дают, все с умыслом."
(В.Астафьев, "Ловля пескарей в Грузии")
Тут всё до боли знакомо, но вот что примечательно:
во-первых, это рассказ 1984-го, когда подобные слова говорились исключительно комсомольскими карьеристами - а Астафьев говорит искренне, от души;
во-вторых и в-главных, Астафьев всё-таки "писатель-деревенщик" - т.е. представитель маргинальной и малочисленной группы населения, объявившей себя "настоящими русскими" в противовес "упадочной городской культуре".
(Ирония в том, что "культура деревенщиков" представляла собой невероятный микст, сформировавшийся в 1930-60-х, по сути,
тот же Астафьев был представителем первого поколения этой культуры
- в отличие от городской российской культуры, начавшейся даже не при Петре и не в Петербурге, а в конце XVI века в Архангельске.)
(с) телеграм-канал Роттен кепкен
Россия национализм,
деревенщики,
Литература