про журналиста Сергея Доренко

May 11, 2019 10:33



Люди возмущаются, что Доренко не говорил Правду, а говорил какую-то херню.
Так производство херни - это и есть смысл журналистики.
Граждане, правда - это сложно добываемые утверждения, которые должны пройти множество процедур на верифицируемость и фальсифицируемость.
Все, что не прошло такие процедуры - это потенциальная или реальная ложь.
Нашли, с кого правды требовать.
Нет, ну согласитесь, что ждать от журналистики чистой объективности, какой она должна быть, странно.
Журналистика как минимум поверхностна и лучше всего, когда она имеет дело с событийной текучкой, там сложно наврать.
А чуть глубже - и тут же выясняется, что журналист не обладает достаточной квалификацией, чтобы делать утверждения, соответствующие реальности.
Телекиллерство - это черный пиар, да.
Ожидаемо, что черным пиаром занялись журналисты, потому что тут они, как раз в силу журналистской специфики оценки факта, оказались обладателями нужных навыков - как хочу, так и выверну.
Но Доренко занимался не только этим, а и тем, что его цех оценивает, как хорошую журналистику.
Однако, я не припомню ни одного случая, чтобы покойный был объективен и бил не на эмоции, а апеллировал к рацио.
Вообще сложно представить, чтобы человек с таким темпераментом и устройством мышления смог бы выдавать внутренне непротиворечивые суждения.
Он был субъективен просто от природы, да еще и развил это в себе.
======================================================

Журналист Сергей Доренко начинал в стране с неслыханной, ни по нынешним, ни по советским временам свободой слова и свободой СМИ, их невероятным разнообразием, при абсолютной их технологической примитивности: время было такое, что руда оказалась феноменально золотоносной.
Казалось, жила эта неисчерпаема, талантливых журналистов было много.
Постепенно поле возможностей сужалось, и в какой-то момент Сергей Леонидович выбрал другую профессию.
Во второй половине 90-х период первоначального накопления капитала завершился.
Сергей Леонидович понял, что тоже имеет право на высокие заработки.
Сергей Леонидович выбрал другую профессию.
Это профессия актерская, и вот таким медиаактером в амплуа трикстера он оказался  более талантливым, чем журналистом.
Актерски он был  хорош и изобретателен.
Его хотелось слушать, смотреть, а в последнее время и читать в телеграме, вне зависимости от того, согласен ты с ним или нет, и невзирая на понимание, почему и с чьего голоса он поет,
он стопроцентно соответствовал принципу Говарда Стерна “интересно, что он скажет дальше”.
Я не был его поклонником, но когда попадал на интервью с ним или его передачи, с удовольствием слушал.
Он мог бы выступать на эстраде, смешить публику, собирать аншлаги,

В частности. Доренко выработал фирменную интонацию (которую сейчас кое-где называют «гипнотическим тембром»).
Конкретнее:
Сергей Леонидович говорил таким тоном, как будто ему хочется страшно орать,  материться и бить хари, да только воспитание тому препятствует - и неистовая злоба его как бы переплавляется в мощь, и достигает скорбного закала негодованьем раскаленный слог.
Вот эта интонация сдержанного горлового клекотания и неласковое выражение лица (типа «дал бы я вам всем по рылу монтировкой, но я слишком культурен для этого») и сделали его сверхпопулярным.
Поскольку удовлетворяли сразу двум потребностям постсоветского обывателя - который одновременно тянется к культуре и по-бабьи млеет перед брутальностью.
В случае Доренко он получал то и другое в одном флаконе, даже в одном стакане.  что действовало как смесь шампанского с водкой на глупую бабёнку- то есть валило с ног.

Сейчас примерно то же, что он делал тогда, являет собой леволиберальная западная пресса, воюющая против Трампа.
Это именно dorenko-style - даже  не компромат, не ложь как таковая,
а вот именно потоки ненависти, не нуждающейся в оправдании и обосновании.
«Ненавижу потому что он негодяй, а негодяй он потому, что все честные люди его ненавидят».

Я хочу быть правильно понятным. Лужков - персонаж, о котором можно сказать очень много плохого. Однако Доренко это не интересовало. Он хватался за первый попавшийся повод, но чаще просто ругал и поносил его в прямом эфире. За что?
В общем-то, за какие-то мелкие, полувыдуманные грехи.
Иногда вообще не за что.«Зато сработало».
Лучше всего доренковскую методу демонстрировал анекдот того времени. «В Южной Африке крысы сожрали заживо детёныша слона. Казалось бы, при чём тут Лужков? А Лужков как всегда ни при чём!»
Собственно, именно вот так - буквально - он и работал.==============================
Демонстративно сволочное время, которое я наблюдаю с перестроечных времен, породило определенный тип людей -- осознанных патентованных сволочей. Эти люди выросли из любимых детей, в которых мамы и папы вкладывали все ресурсы, которые могли получить в хрущевско-брежневские времена.
Эти люди очень хорошо понимали, что происходит, потому что были умны.
В них была изначальная правда -- и было презрение к миру, в котором они находились.
И им нужно было что-то делать с этим презрением.
Умныш и ценитель искусства Рома Горбунов стал Романом Трахтенбергом -- козлоподобной, похотливой во всех отношениях сволочью с сальными глазками и пошлыми анекдотами.
Доренко стал жонглером смыслами и собирателем кубиков Рубика. Если кубик не собирался, он на голубом глазу отколупывал цветные плашки и переклеивал их "как надо".
=====================================

Мне кажется в загробном мире будет определенное место для людей из 90х.
Все эти доренки, киселевы разных цветов и видов.
Им будет звонить Борис Абрамович постоянно и давать указания перекупать и продавать их постоянно, унижать, обещать заплатить и недоплачивать.
И они будут страшно ужасно от этого страдать.
Единственное, что способно причинять подобным существам невыносимые муки.

============================================================
у меня к нему была всю жизнь одна претензия - «политическое украинство»
Формулу ПУ я описал еще в 2004:
это когда факт получения денег из кассы является для получающего объективным критерием истинности его публичной позиции.
Причём на глубоком уровне убеждений, куда глубже бытового лицемерия.
«Раз мне за это платят - значит, это правда, в которую стоит верить».
Закономерное следствие того, что в диком поле мало у кого есть царь в голове

Последние месяцы жизни Сергей Леонидович периодически писал о своем этническом украинстве.
Писал с любовью к корням и характерной иронией в адрес великороссов.
В этом смысле по типажу он прямой наследник церковных малороссов на российской службе в 17-18 веках.
Наследник Феофана Прокоповича и Арсения Мацеевича.

Близкий к верховной власти, отрабатывающий её идеологические заказы и эту же власть жестоко троллящий.
Беспринципный и гибкий во множестве вопросов, но где-то принципиально упертый. А ведь за эту этническую упёртость кой-кого из них и в лике святых в итоге прославили.

Так что я легко представляю Сергея Леонидовича церковным иерархом. С дыбой, просвещением и роскошным выездом.
Мог и какого-нибудь Феодосия Яновского сожрать как Лужкова с Примаковым, и за политическую негибкость в каземате оказаться под именем «Сергей враль».
=========================================================

Сергей Леонидович Доренко родился в 1959 году в Керчи, в семье военного лётчика и библиотекарши. Специально для  любителей букетиков кровей: в предках у него были румыны и болгары, а сама фамилия восходит к дедовской - Дореску.
Он получил хорошее домашнее образование - так что в школе из первого класса прыгнул сразу в третий.
Сам он этот прыжок объяснял своей буйной неуёмностью: дескать, шкодливый был, вот и убрали из коллектива.
Школы приходилось менять из-за частных переездов родителей. В итоге он закончил физмат-школу в Волгограде, но по научной линии не пошёл.
Он хотел поступить в Финансовый институт, но что-то не срослось. Зато удалось поступить в Университет Дружбы Народов, он же «лумумбарий».
В его дипломе было написано - переводчик с испанского и португальского.

По тем временам это означало работу в Африке и Латинской Америке.
А также и отсутствие возражений со стороны КГБ. То есть это как минимум - отсутствие возражений.
Особенно если учесть дальнейшую блестящую карьеру молодого выдвиженца.

Как рассказывает нам Википедия:
С 1977 по 1982 год работал переводчиком с делегациями из Латинской Америки и Африки по линии ВЦСПС, с июня 1982 по июнь 1984 - в Анголе по линии Минвуза СССР, Минрыбхоза, а также в аппарате главного экономического советника Посольства СССР в Анголе по линии Главного технического управления (экспорт товаров военного назначения).
В Анголе он работал с 1982 по 1984, причём работал переводчиком в Высшей партийной школе MPLA (местных коммунистов).
А в соседнем Мозамбике на той же позиции с того же года работал будущий глава Роснефти,  Сечин.
Вернувшись в Москву, он обнаружил, что подлежит призыву в Советскую Армию.
По его словам, служил он в спецназе военным переводчиком (то есть специалистом по допросам).
Служил он, правда, полгода - вроде как по здоровью.
1 апреля 1985 года Доренко попал на телевидение. Это не я так выразился, это из недавней статьи.
Формулировка говорит сама за себя: вот хотел же человек переводить с  португальского, но каким-то непонятным ветром его занесло - в 1985 году, повторим это - на центральный канал, в гиперпрестижное и невероятно лакомое место, где работали на Загранку.
Поступил он рядовым сотрудником, но дальше сверхстремительно вознёсся на социальном лифте. В уже цитировавшейся статье это описывается так:
Сергей Доренко работал редактором Службы внешних отношений Центрального телевидения, был ведущим и комментатором информационной программы «120 минут, политическим обозревателем, ведущим новостных программ.
Тут интересна ещё и дата. 1985 год - это год начала горбачёвского правления.
В апреле 1990 года Доренко снял серию репортажей из Литвы.
Как сейчас выражаются - «подвергшейся советской экономической блокаде».
Конкретнее, в Литву перестали поставлять бензин. Передачи эти я помню.
Они не то чтобы были бурно пролитовские, а вот именно такие, чтобы вызывать в глупом московском обывателе сочувствие к маленькому смелому народу.
За это его демонстративно выгнали с телевидения, но не всерьёз, шутейно.
В настоящем СССР за такоечеловек всю оставшуюся жизнь писал бы в ведомственной многотиражке - и это в самом лучшем случае.

Доренко и бровью не повёл.
С марта 1991 года он - в команде создателей «Вестей» Российского телевидения.
С 13 мая 1991 года участвовал в первых выпусках «Вестей» как обозреватель. Летом 1991 года освещал Новоогарёвский процесс.
Дальнейшее триумфальное шествие Доренко по телеканалам лучше представить в виде списка. Итак:
В 1991-1992 годах - политический обозреватель ВГТРК, ведущий программы «Вести».
В 1992-1993 годах - ведущий программы «Новости» на 1-м канале «Останкино» (производство ИТА).
В 1993 году - корреспондент испанской службы новостей телеканала CNN.
В 1993-1994 годах - директор Службы информации МНВК (телеканал «ТВ-6 Москва»).
С января 1994 года - ведущий программы «Подробности» на канале РТР.
В 1995 году - ведущий программы «Версии» на канале ОРТ, затем на НТВ.
В 1996 году - ведущий ток-шоу «Характеры» производства телекомпании REN-TV[ выходившего на канале НТВ.
С октября 1996 г. - первый заместитель Главного продюсера Дирекции информационных программ, автор и ведущий аналитической программы «Время».
С марта 1998 по январь 1999 года - главный продюсер и директор Дирекции информационных программ, продюсер аналитического вещания, заместитель генерального директора ОРТ, ведущий ежедневной программы «Время».С января по март 1999 года - вновь ведущий информационно-аналитической программы «Время».
С июня по август 1999 года - заместитель генерального директора МНВК по информационному и общественно-политическому вещанию.
С ноября 1999 по январь 2001 года - заместитель генерального директора ОРТ, руководитель аналитического вещания телекомпании.
С сентября 1999 по сентябрь 2000 года - ведущий «Авторской программы Сергея Доренко».
Свои перемещения Доренко объяснял, как обычно, своей буйной неуёмностью: дескать, шкодливый был, вот и убирали из коллективов.

Конкретнее:
В 1994 был уволен с работы на ОРТ за репортаж программы «Версии» из Грозного о положении российских военнопленных, существование которых официально отрицалось Министерством обороны.
С 1 апреля 1995 года программа «Версии» стала выходить на REN-TV. Программа перестала выходить в эфир после репортажа Доренко о состоянии здоровья Ельцина и Черномырдина.
«Характеры» просто провалились в эфире, программу закрыли из-за низкого рейтинга.
Из программы «Время» уволен 16 мая 1998 года по требованию акционеров.
С сентября по декабрь 1998 года возглавлял информационную службу ОРТ.
Одновременно вёл ежедневные выпуски «Времени» по будням.
Был уволен за серию интервью с сотрудниками ФСБ о коммерческой и противоправной деятельности некоторых руководителей ведомства.
Однако из обоймы он не выпадал никогда - ну просто заговорённый какой-то.
Что обычно объясняли его «высочайшим профессионализмом».

Вне всякого сомнения, Доренко был талантлив - и сам по себе, и сравнительно со многими коллегами по цеху.
Не нужно думать, что умение шлёпать языком (как характеризуют работу журналиста неблагодарные слушатели и зрители) такое уж распространённое.
Люди ан масс косноязычны, а Доренко косноязычным не был.

Доренко очень часто называют человеком невероятной внутренней свободы - который, дескать, режет правду-матку так, что только брызги летят.
Я этого не отрицаю, но позволю себе усомниться в том, что эта свобода именно внутренняя.

Доренко обижал людей очень серьёзных.
И без особых последствий.
При этом ни разу не попав в заметные неприятности.
Проиграл какие-то суды на несерьёзные деньги, пару раз «выгоняли» - при этом он продолжал благоденствовать и всегда находил себе следующую работу в той же сфере.
Не о всех талантливых балаболах можно сказать такое.
Некоторые и голов лишались.

Доренко имел некие преимущества, да
В потоке некрологов видна сословная тоска по временам, когда такой «телекиллер» казался хозяином положения, а не стаффом на обслуге (каким был в действительности даже и тогда).
Как тонко подметил один телеграм-автор, говоря о нём, авторы некрологов говорили в основном о себе.
Современный журналист хочет точно так же: продаваться, но дорого, крышеваться, но надежно, делать что хочешь и чтобы за это ничего не было.
Память о былом величии Тусовки - или, точнее, иллюзии такового.

Ну, определенная харизма у него все же была. Но если разобраться, основывалась она на банальном хамстве, какого другие себе не позволяли в силу воспитания.
Малый хамил и ерничал при любом удобном случае.
Нередко юродствовал.
А для журналистов он образец того уровня, которого большинство никогда не достигнет.
Однако уровень этот достигается не пером, а связями.
Вся его "одаренность" - это умение завести связи, а потом распоясаться

Но это беда вообще всей советской околополитической интеллигенции. Все эти владетели умов и властелины душ как были фикцией на коротком поводке, так ей и остались

==============================================================

=================================================
Вообще покойный никогда не вызывал у меня ни малейшей симпатии.
И сам по себе он был человеком весьма неприятным, да еще и служил тем политическим силам, которые мне крайне не симпатичны.
Покойный Сергей Доренко был талантлив и  продажен. А ещё циничен. Если воровать - то миллиард, если спать, то с олигархом.
Я  подумал: согласился бы я, как Доренко, говорить, когда хочется молчать, и молчать, когда хочется говорить, обеспечив себя кабинетом и мотоциклом, родных - квартирой в доме на набережной, детей - образованием и паспортами?
Предлагал ли мне кто-нибудь это?
. Можно сколько угодно бить себя в грудь, но я не проходил этого испытания.
У меня нет и не было продукта, который бы захотели задорого купить.
А у него - был.
И потому он продался четырежды.
Но парадоксальным образом остался свободным человеком.
Остался свободным внутри - что гораздо сложнее, чем снаружи.
.... девиз свободного человека - встал и вышел.
цинизм спасал его от трепета перед кэшем, как критерием истины.
Кэш брал холодно и без всякого почтения.
цинизм спасал до некоторой степени, это да. Но не бесплатно. Преувеличенный мачизм - болезненное следствие
Продавшись четырежды, Доренко столько же раз выходил.
Крутой он был панк, чего уж там.

==============================================================

Человек смертен. Это печально.

Он был каким-то очень неестественным. Пожалуй это основное впечатление, которое о себе покойный оставил.

https://www.facebook.com/nastasia.ivanova.7/posts/2430821583602791

https://www.facebook.com/mark.shishkin.1/posts/10211972350459084

https://www.facebook.com/SASHAKORBIN/posts/1068585240005735

https://www.apn.ru/index.php?newsid=37821&fbclid=IwAR2ksEWhvAhPy6IoLe2xGok02VsprC5131ri-hNBlGcbJa1OiuX__kPYOBQ

телевизор

Previous post Next post
Up