Философом Иван Ильин считается по недоразумению.

Apr 29, 2018 09:41


Философом Иван Ильин считается по недоразумению.
Это так бывает, что человек по образованию и даже началу своих занятий - философ, а потом уж иначе сложилось.
Иван Ильин написал книгу о Гегеле, где в общем-то попытался заменить гегельянским стержнем ту мистику, которая составляла важную часть славянофильства вообще и русского религиозного ренессанса в частности.
Ну небезынтересный факт истории русской философии, хотя и в этом Ильин не особенно уникален.
Но это была едва ли не его юность.
Дальше, после высылки из СССР на "философском пароходе" в 1922 году, он стал политическим журналистом.
Что требует таланта, живости мышления, но не способности к построению оригинальных философских систем.
Их у него и нет.
Скорее тут надо уметь прилагать известные взгляды к потребностям текущего момента.

Судьба его так сложилась, что статьи свои он писал для изданий РОВС - военной организации белогвардейских офицеров в эмиграции.
По взглядам же, повторю, он входил в круг философов русского религиозного ренессанса.
Этой коллизией определяется своеобразие его позиции.
Ну сами посудите.
Социальная философия русского религиозного ренессанса исходила из того, что всерьез понятая и пережитая заповедь "возлюби ближнего своего" снимает большинство социальных проблем.
Что, несомненно, верно, и даже рабовладение при условии, что все люди так относятся друг к другу, оказывается гармоничным и счастливым способом устройства общества.
Дальше вопрос: как совместить эту позицию с образом действий и жизни боевого офицера?



Прекрасного, православного, благородного, патриота - русского офицера?
Это и есть сердцевина размышлений Ильина, его постоянная забота.

Как, скажем, с точки зрения этого офицера быть с ближним, которого он-то возлюбил, но который не платит ему взаимностью?
А как быть государству, состоящему из этих офицеров, которое недостаточно возлюбили некоторые из граждан?
Так рождается концепция Ильина о "противлении злу насилием", довольно, надо сказать, страшноватая.
Ведь если обычная правовая система в принципе и не требует, чтобы граждане особенно возлюбили государство, то здесь требуются довольно-таки мракобесные процедуры по искоренению зла и принуждению к любви.
Размышления Ильина о смертной казни во имя любви к ближнему - довольно отталкивающий документ духовной жизни православного христианина.

В принципе понятно, что такая философия не могла не быть востребована современной российской элитой. Одна из рецензий на Ильина называлась "Чекист во имя Божие" - ну чего же вы хотите? Понятно, что Владимир Путин постоянно цитирует Ивана Ильина, понятно, что его же с удовольствием цитировал бывший генпрокурор Устинов, а до того когда-то - вице-президент Руцкой.

Считается, что всех их заразил симпатией к Ильину Никита Михалков, что само по себе не лишено известного культурологического интереса.
Рональд Рейган был убежденным либералом, но при этом не то чтобы сколько-нибудь глубоко представлял себе либеральную философию.
Рядом с ним не было никаких теоретиков либерализма.
Свой образ мыслей либерального борца он усвоил из тех ролей "хорошего американского парня", шерифа или военного летчика, которых играл в Голливуде.
Философия русского религиозного ренессанса эзотерична, там много мистики, ее просто так не усвоишь.
Но вот был Ильин, работы которого называли "военно-полевым богословием",- и он развернул все эти тонкости в сторону практических задач офицерства. Михалков, увы, сам не стал президентом, но функцию в принципе выполнил в этом смысле ту же, что и Рейган. Он довел эту философию до уровня простой благородной роли, которая сама отскакивает от зубов и легко разыгрывается любым способным офицером. И благодаря этому нынешняя власть пытается реализовать славянофильскую идею "суверенной демократии", не имея нужды хорошо разбираться в истории славянофильства и изводах этого направления мысли.

Вопрос, что нам теперь делать с этим национальным достоянием (я имею в виду Ильина, а не способного офицера). Сейчас Ильина принято считать чуть не пророком - главным образом за его серию статей 1948 года о том, что будет с Россией после ухода большевиков. Честно сказать, сами предсказания - развал на национальные образования, активная экспансия Европы, имеющая целью ограбить, ослабить и поработить,- не вызывают ощущения прозрений - они слишком очевидны.
Интересно скорее само дерзание мысли.
Представьте себе, что сейчас кто-нибудь напишет большую работу о том, что будет с Россией, когда уйдет команда Путина,- то, что в итоге победит идеология "либеральной империи" a la Чубайс,- не сложное пророчество, а вот сама идея, что Путин уйдет,- это да.
Сравните масштаб власти Путина со Сталиным 1948 года, и степень дерзости станет понятной.
Как путеводная звезда Ильин малоинтересен - это маргинальная, иногда беспомощная философия.
Он полагал, что русское государство есть организм, а западное - механизм, и пусть так, но как тогда нам с ними общаться?
Организму всегда будет больно сталкиваться с механизмом, любой контакт России с внешним миром окажется чем-то вроде вхождения в живую плоть игольчатого аппарата Илизарова. Если строить Россию по Ильину, она обречена на изоляцию.

Но тут есть другой аспект. Я опять про яйца Фаберже. Вообще-то среди историков искусства этот материал никогда не считался особенно интересным, но ценность его признавали. Для власти же он стал чуть не декоративно-прикладным символом России.
То есть это такой промежуточный материал между ценностями культуры и власти, место, где они в принципе могут понять друг друга.
Даже больше: зная, как власть относится к этим яйцам, можно легко понять, какие ценности русской культуры рубежа веков ей близки. То же, думаю, и с Ильиным. Как философ он не слишком интересен. Но вот как способ толкования образа мыслей нынешней власти - просто находка.

Скажем, выступает президент Медведев и говорит, что свобода лучше, чем несвобода, и что уважение к законам - главная ценность государства. И все в каком-то недоумении, как же он такое говорит при том, что делается вокруг.
А вы почитайте Ильина - там все сразу станет ясно. "Свобода - вот воздух России, которым она дышит и о котором русский человек всюду тоскует, если он лишен его,- пишет он.- Я разумею не политическую свободу.
Нет, это есть та свобода, которая уже присуща русскому человеку, изначально данная ему Богом, природою, славянством и верою,- свобода, которую надо не завоевывать, а достойно и творчески нести, духовно наполнять, осуществлять, освящать, оформлять".
То бишь свобода лучше, чем несвобода, но это не про политику, а про образ Христа, который ты свободно несешь в своей душе.
Конечно, это лучше, чем несвобода, но к законной регистрации оппозиционных партий это вообще не имеет никакого отношения.
Если вы хотите узнать, что наша власть понимает под законностью, опять же почитайте Ильина.
Он возводит понятие законности к французскому loi ("закон") и, соответственно, предлагает заменить это слово "лояльностью".
Там довольно тонко про лояльность и православие, но это прекраснодушные мечты, а практика в том, что когда президент Медведев призывает укреплять законность, он совсем не то имеет в виду, что вы думаете.
Он хочет укреплять лояльность граждан к власти, что довольно традиционно для России.

Есть такой способ - гадать по книге.
В России считается, что книгу можно брать любую, но в культурах, где это развито всерьез, требуется особая, священная книга.
Так вот, мне кажется, что о нынешней власти идеально гадается по архиву Ивана Ильина.

https://www.kommersant.ru/doc/1095997

философский пароход, духовные скрЭпы, История белоэммигранты

Previous post Next post
Up