Оригинал взят у
aabad в
Откуда может придти гибель СШАУже многие писали о том, что большую роль в крахе СССР сыграла советская интеллигенция. Я прежде всего говорю об огромной массе научно-технической интеллигенции, созданной в хрущевско-брежневские годы и быстро сотворившей свою субкультуру и идеологию. Например, я писал об этом слое здесь:
http://www.livejournal.com/users/aabad/8951.htmlhttp://www.livejournal.com/users/aabad/9130.html Году в 1989-ом, в самый разгар перестроечного маразма, когда научная интеллигенция рьяно увлекалась всякими народными фронтами, демократическими союзами, клубами "Перестройка" и проч., мой близкий друг сформулировал весьма простой закон: "Смотри, так называемое демократическое движение неизбежно возникает сейчас в любом месте, где собралось достаточно много бездельников с высшим образованием". Я много раз потом убеждался в правильности этого закона.
Вот здесь Пионером и другими обсуждается вопрос есть ли какой-либо аналог такой интеллигенции в США:
http://www.livejournal.com/users/alexandrov_g/45274.html :
"...Интеллигенция есть везде! Только на Западе ей воли не дают. Но ведь можно в видах плюрализма помочь развитию самосзнания угнетенной американской интеллигенции...."
"...Ситуация отчасти напоминает русскую середины 19 века. Есть поле для просветительской деятельности. Клерк, корпоративный винтик осознает себя Интеллигентом. И прощай Американская Мечта."
Вооружимся же формулой моего друга и попробуем поискать, не образовалась ли где в Америке критическая масса "бездельников с высшим образованием". Прежде всего ее нет именно там, где она была в СССР. Нет у них толп изнывающих от безделья плохих физиков и инженеров. Научно-технические люди там не столь уж многочисленны, работать им обычно приходится довольно много, значительная их часть - "лимитчики" из Индии, Китая и т.д.
А вот если мы посмотрим на преподавателей гуманитарных факультетов американских университетов, то такую критическую масса мы увидим очень отчетливо. Я видел несколько социологических исследований, согласно которым соотношение республиканцев и демократов среди преподавателей-гуманитариев было между 1:7 и 15:1. Причем, эта тенденция была выражена еще сильнее среди молодых преподавателей.
Тут надо пояснить, что из себя представляет нынешняя американская система высшего образования. Прежде всего, очень большой процент американской молодежи идет в университеты(колледжи). Не помню точных данных, но сейчас это уже больше 50%, и все увеличивается. При этом, не более 10-15% всех студентов изучают инженерные или естественные науки.
Типичный средний американец сегодня - перебирающий бумажки мелкий офисный клерк, который спустя рукава проучился несколько лет в плохоньком университетике, где он прослушал достаточно произвольный набор никому не нужных гуманитарных, экономических, социологических курсов. При этом, многие области американского образования практически полностью монополизированы леваками-либералами (например, все, что касается афро-американцев, феминизма, социальной работы и многое другое).
Кроме того, как было и в случае с советскими научными сотрудниками, численность этой среды растет, а относительный уровень их доходов падает и уже сейчас довольно скромен. Более того, по всем признакам, этот слой по концентрации идиотов заткнет за пояс любой советский НИИ.
Таким образом, уже сейчас в США сложилась глобальная система антигосударственной идеологической обработки. Есть почти идеальные условия для массовой штамповки глупых, но амбициозных интеллигентов. И я совершенно не вижу, как американские консерваторы могут здесь что-то изменить.
На мой взгляд, именно здесь самое слабое место этой страны. Именно отсюда может быть нанесен смертельный удар.
Довесок. Об американской диссидентке:
http://www.livejournal.com/users/aabad/8652.html