Я навсегда запомнил встречу с писательницей и культовой фигурой Сьюзан Зонтаг - еще и потому, что в тот же день я видел великого Бенуа Мандельброта. Дело было на нью-йоркской радиостанции в 2001 году, через два месяца после теракта.
У Зонтаг брали интервью, но ее заинтересовал «изучающий случайность» человек, так что она со мной заговорила.
Когда она обнаружила, что я был трейдером, заявила, что выступает «против рыночной системы», и, чтобы меня унизить, повернулась ко мне спиной посреди моей реплики. А ее помощница смерила меня таким взглядом, как будто я преступник, осужденный за детоубийство.
Про себя я оправдывал ее тем, что она, вероятно, живет в какой-нибудь сельской общине, сама выращивает овощи, пишет карандашом на бумаге и меняет молоко на гвозди.
Не тут-то было! Два года спустя я случайно наткнулся на ее некролог (я не писал об этом полтора десятка лет, чтобы не говорить плохо о ушедшей). Оказывается, издатели жаловались на ее жадность: из Farrar, Straus and Giroux она выбила аванс в несколько миллионов долларов на современные деньги.
Они с девушкой жили в Нью-Йорке, в особняке, который позже был продан за 28 млн долларов.
Вероятно, Зонтаг считала, что оскорбила достаточно богачей, и что теперь она святая, и жить в соответствии со своими взглядами ей не обязательно.
Если уж ты против капитализма - то уходи в лес и живи там.
Впрочем, бывает лицемерие и похуже:
Когда выставляют себя образцом добродетели, не принимая последствий собственных поступков.
Об этом мы и поговорим сегодня: об эксплуатации добродетели для улучшения имиджа, для личной выгоды, карьеры, повышения социального статуса, и о ситуациях, когда человек избегает негативных последствий.
Я знаю людей, которые, в отличие от Зонтаг, следуют своим идеям, например, Ральф Нейдер живет так же, как в XVI веке жили европейские монахи.
.
Частное и общественное
Если человек считает, что его теория верна, окружающий мир можно полностью игнорировать.
При этом то, как его идеи отражаются на жизни других людей, его не волнует - идеи так важны, что делают вас олицетворением добродетели, дают статус, который позволяет плевать на то, что происходит с другими.
.
Предположим, некто помогает бедным.
Он составляет презентации в PowerPoint, ездит с ними на международные конференции, результатом которых становятся новые презентации и новые конференции.
И такая деятельность позволяет полностью игнорировать собственно бедных людей, ведь он их никогда не встретит.
А если встретит, то его работа дает ему индульгенцию - конкретного бедняка можно и унизить.
Известно, что Хиллари Монсанто-Мальмезон, более известная как Хиллари Клинтон, считала возможным орать на агентов секретной службы.
.
А недавно мне рассказали, что известный социалист-эколог между лекциями о справедливости и равенстве унижал официантов.
.
Детишки богатых родителей из элитных колледжей обличают «белые привилегии», но почему-то ни один из них не последовал совету режиссера Динеша Д'Сузы: просто взять и уступить свое место следующему в списке абитуриенту из числа меньшинств.
.
Сформулируем принцип:
Если ваша личная жизнь противоречит вашей интеллектуальной позиции, то грош цена вашей позиции.
И еще:
Если ваши личные поступки не укладываются в общую модель, то ваша общая модель - ерунда.
Это касается не только этики, но и передачи информации: если продавец автомобиля пытается продать вам американскую машину, а сам ездит на Honda, похоже, у него что-то не так.
.
Торговцы добродетелью
В ванной комнате любой сети отелей, от Аргентины до Южной Африки, есть плакатик, призывающий «защитить окружающую среду».
Он призывает не отправлять полотенце в стирку каждый день, а попользоваться им подольше, поскольку это позволяет экономить десятки тысяч долларов в год.
Таким образом, продавец говорит о сохранении природы, имея в виду свою выгоду.
Возможно, они и заботятся об окружающей среде, но можно держать пари, что, если бы это не было им выгодно, они бы не писали об этом в каждом номере.
.
Лицемерная рекламная добродетель теперь прячется за проблемами человечества - это нищета (особенно детская), разрушение окружающей среды, неравенство меньшинств под пятой колониальных держав и какой-то пока неизвестный гендер.
.
Но добродетель - это ведь не предмет рекламы, не инвестиционная стратегия и не схема сокращения расходов.
Это даже не продажа книг (или, того хуже, билетов на концерты).
.
Тут у меня возникает вопрос: почему, если вспомнить эффект Линди, раньше мы не видели в текстах этой показной добродетели?
Как так вышло, что это новое явление?
Ну ладно, не новое, но в прошлом оно не было так распространено.
.
Посмотрим Евангелие от Матфея, главы 5 и 6:
«Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного».
.
«Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно».
.
Непопулярная добродетель
Добродетель без смелости - это уродство, так трусы одобряют публичную добродетель в понимании СМИ, потому что боятся поступать иначе.
Их трусость мешает им выступать против сирийского отделения Аль-Каиды, потому что какие-нибудь крикуны на зарплате у саудовцев обвинят их в путинизме, расизме и антидемократичности, и их подвергнут остракизму.
.
Настоящая добродетель требует мужества, а значит, она обречена быть непопулярной.
Совершенная добродетель в наши дни подразумевает позицию, противоречащую общественному мнению.
..
Например, это борьба с Monsanto и ее агентами, которые кричат, что «спасают детей» своими ядовитыми продуктами, так что любой, выступающий против них, может получить клеймо детоубийцы.
.
Чем дороже вам обходится добродетель, тем сильнее ваша позиция, особенно если конфликт стоит вам репутации. Если ради репутации нужно пожертвовать собственной целостностью, черт с ней с репутацией.
..
Истинная добродетель
Истинная добродетель заключается в том, чтобы быть добрым к тем, кем пренебрегают другие, к тем, кто оказывается вне фокуса внимания мейнстримной благотворительности.
Подробнее:
http://www.capital.ua/ru/publication/92369-kak-prodaetsya-dobrodetel#ixzz4invsTUUN