К 70-80 годам советская литература скатилась в полнейшее убожество - статпогрешности в виде, например, Шукшина, мы не берем. Производственный роман, проза лейтенантов, унылейшие пьески на тему когда-то гремевшей из каждого утюга "Премии" Александра Гельмана. Фантастика (мало и уныло) и та - хоть ты тресни, но не считаю я Стругацких "великими", нет у них мощи Беляева... Словом, как верно было замечено, СССР умер от скуки, и литература внесла в эту смерть существенный вклад.
И не надо мне про всяких там Айтматовых - отлично помню в 80-е тоскливейшие обсуждения "Буранного полустанка" с этими долбучими манкуртами, подхваченными тогдашней интеллигенцией на знамя - ты манкурт, и ты манкурт, а я за Межрегиональную депутатскую группу...
Тьфу! Это зевота и тоска, читать невозможно. Имхо, "большая литература" окончательно приказала долго жить в 60-е, а дальше был только упадок и окончательное скатывание в сферическую в вакууме "Премию".
Ну а теперь имеем то. что имеем.
Ни единого имени с претензией на "величие", а все эти Пен-центры, Букеры и прочее - это литературка для _тусовочки_, картавого круга в пределах Садового кольца и прочих детей Арбата.
==========================
Согласен с тем, что умер "производственный роман", а это было векторное направление советской литературы. Это действительно стало большим ударом и свидетельством глубокого кризиса цивилизации.
Сталинский производственный роман вполне читабелен
Не нравится "Цемент", возьмем "Танкер "Дербент".
Между прочим производственный роман бывает интереснейшей вещью. И вообще неизвестная советская проза 60-70х и особенно 70х легко выдаёт бриллианты.
Лавров например одним "штормовым предупреждением" троих шукшиных уделает, а кто его сейчас помнит? А Абрамов? Его трилогия печатавшаяся сто+тысячным тиражом в самый застой круче любого шаламова (про солжиковские опусы молчу), имхо вполне на уровне Шолохова. Только вот четвёртая часть на отвали написана, но первые 3 - просто незаслуженно забытый шедевр. Киммерийское лето Слепухина - маст рид любому родителю у которого ребёнок в подростковый возраст входит, натурально учебник детской психологии в формате почти детектива.
"Киммерийское лето Слепухина - маст рид любому родителю у которого ребёнок в подростковый возраст входит, натурально учебник детской психологии в формате почти детектива".
О-о, да! Без вопросов. Вообще, Слепухина всего читать надо.
А, собственно говоря, видимая глазу гниль стала видна примерно в середине 70-х, гниль во всём. И синематограф начал крениться набок и трещать по швам (хотя и выдавались ещё на гора нетленки), и живопись, и всё-всё-всё. И все эти демонстрации, митинги, стенгазеты, партсобрания превратились уже в фикцию, никому, честно говоря, уже не нужную, неинтересную, но пока ещё сохраняющуюся...
дык все просто же. любая литература и любое искуство вымирает когда становится салонной она же нишевая она же для тусовочки. Работает только процесс в обратную сторону когда из нишевой вдруг ставится народной (это случается). Как только первоэшалонная ителлихенция стала оформляться в элитарный класс подчеркнуто вне или выше страны и народа - так деградация и началась.
https://www.facebook.com/gunter.petrograd/posts/786224274863095?pnref=story