Я буду плакать и смеяться...

Feb 04, 2017 17:12

Оригинал взят у zina_korzina в Я буду плакать и смеяться...
  • В начале 1990-х эта песня была страшно популярной и звучала буквально из каждого утюга. Блескуче-миниюбочная дамская поп-группа надсадно голосила: «Америкай бой - Американ джой!» Граждане интенсивно рвались к свободе и жвачке - торговали цветметом и Родиной, глодали «Сникерсы», учили мантру «Мы не совки - совки не мы».
  • Магнитофон - погромче! «Я буду плакать и смеяться, когда усядусь в Мерседес!» - продолжали стонать красавицы под руководством Алёны Апиной и всем становилось ясно - время Мерседесов наконец-то пришло. Рисковая, наполненная пряными впечатлениями, жизнь манила и юных мальчиков - надев малиновые пиджаки, мешковатые штанишки утончённо-бежевых полутонов и золотые цепи-«голды», они мчались на подержанных «Меринах» в сторону своего пацанского счастья...
  • Всем грезилась новая цивилизованная житуха с барами, огнями реклам и накачанными красавцами в тугих (ужасно фирменных!) джинсах. Или, как отметил бытописатель Сергей Минаев в своём эпичном «Духless»-е: «Этакая сплошная dolce vita с перелетами на частных самолетах из Парижа в Милан, с принцами на белых лимузинах и прочими атрибутами низкобюджетных голливудских фильмов-сказок». Но главным символом оставался он - Mercedes-Benz. Причём, как вы помните, началась эта пляска отнюдь не в 1991 году, а много раньше.

    image Click to view



    У позднесоветского обывателя было очень много знаков-признаков дольче-виты - 150 сортов колбасыра (именно так - колбасыра, то есть и колбасы, и сыра), каталоги ширпотреба толщиной в 2 «Анны Каренины», жвачка, импортный алкоголь. Но были и волнующие лейблы - сигареты Marlboro, кроссовки Adidas, двухкассетник Sharp, джинсы Levi`s.
  • Всё это можно было достать и даже купить официально, если постараться. Но была одна высокая мечта, о которой приходилось именно - грезить. Ибо так сказать ибо. Иномарка считалась высшим пилотажем и немыслимым взлётом. Признаком обитания на Олимпе.
  • Но. Именно Мерседес поминался чаще иных. Ещё в детстве, когда мы читали «Графа Монте-Кристо» нас поразило имя главной героини - Мерседес.
  • Как машина. Мы не знали, что это машина - как женщина. А потому было забавно. Если роскошь, то непременно - эта марка. Другие тоже были на слуху - всяческие Бьюики, однако, не Бьюик стал знамением. В кинофильме «Прохиндиада, или Бег на месте» жулик уговаривает Сан Саныча Любомудрова помудрить с машиной. (См. отрывок). Разумеется, с Мерседесом, ибо жулик - невыразимо крут. В детективной истории (серия о ЗнаТоКах) мы опять наблюдаем ловкого преступника, который втягивает алчного парнишку в свои дела. Чем приманивает? А снова им - Мерседесом. (См.отрывок). А чуть позже хомо-советикус не смог устоять, когда ему предложили обменять блага социализма на возможность заиметь вожделенный Мерс.

    image Click to view



    Кстати, насчёт Америка-бой и прочий джой. Ещё в то время человек, бывавший в Америке, заявлял, что тамошний бой, скорее всего, не купит Мерс, ибо они там (в отличие от нас) крутые патриоты и любят свои-штатовские машины.
  • Я не могу ни опровергнуть, ни подтвердить. Просто передаю суть беседы. Возможно, лирической героине «Комбинашек» попадётся не патриотичный бой, который любит именно Mercedes-Benz. Тут важно иное - для неё само сидение в Мерседесе - это повод для настоящей истерики (плакать и смеяться!). Современная молодёжь, если вдруг слышит сие творение, очень удивляется.
  • Они растут кем угодно (неучами, циниками, долбодятлами, хипстерами, раздолбаями), но не вещистами. Они привыкли к тому, что вещь принципиально можно купить, а потому - есть ли смысл делать из неё фетиш? В позднем СССР создавали именно фетиши. Культивировали с помощью фильмов и фельетонов, якобы осуждающих тягу нашего человека к заокеанским или западноевропейским шмоткам. «Нас так долго учили любить твои запретные плоды…», - как пелось в культовой песне культовой рок-группы.
  • Таким образом, получалось-выруливало нечто совсем уже дикое: с одной стороны, советская промышленность не могла предоставить гражданам вожделенные 150 видов колбасы и ещё какие-нибудь зелёно-малиновые колготки, но с другой - советский же кинематограф тщательно культивировал преклонение перед западными вещами и «мажорскими» лейблами.

    image Click to view



    Больше того, наше позднесоветское кино постоянно проводило в мир непререкаемый тезис: «Иностранцы - это сверхлюди». Обыгрывалась и повторялась коллизия: героев фильма куда-нибудь не пускали только потому, что в ресторан, в гостиницу, …в любое иное место должны вот-вот притопать зарубежные гости.
  • Нам постоянно доказывалось - мы тут вторым сортом.
  • Вывод? Надо стать иностранцем! Любым, каким угодно, только туда и отсюда. Итогом стала перестроечная «Интердевочка» - авторы искренне оправдывали Таньку Зайцеву - она же не от половой распущенности вышла на панель.
  • Ей надоело быть маловыразительной дочкой добропорядочной учительши. Хочется шубку, сапожки, джинсики. И - шведа в койке. Плакать и смеяться, дорогие мои! Мерседес вам доступен.

Галина Иванкина, 80ые, СССР, СССР западная культура

Previous post Next post
Up