Умер Анджей Вайда

Oct 11, 2016 10:35


Умер Анджей Вайда.
Жизнь он прожил счастливую, долгую и очень успешную.
Чего и всем желаю.

Что сейчас скажут и напишут наши либералы, я, в общем, знаю.
Поэтому пропускаем.

Теперь о кино.

Не помню кто - кажется, Набоков - говорил - ну да, в «Даре» - про «проклятую парность, от которой некуда деваться: лошадь - корова, кошка - собака, крыса - мышь, блоха - клоп». Сюда же можно добавить чай - кофе, Пастернак - Мандельштам, ну и, ближе к нашей теме, Вайда - Форман. Которые в киномире репрезентируют ещё одну такую пару, Польша - Чехия.

Поскольку людей удобно классифицировать по пристрастиям к одной из составляющих подобных пар (кошачники - собачники, чаелюбы - кофеманы и т.п.), то сразу признаюсь, что фильмы Формана я пересматривал не раз («Амадеуса» того же), а вот Вайду - даже мысли не возникало.

Это, конечно, вкусовщина, но тем не менее сейчас я задумался - а почему?

Пожалуй, дело в том, что Форман вышел на мировой уровень, а Вайда так и остался польским социалистическим режиссёром.
И дело тут не в эмиграции, а в тематике и киноязыке.


Вот, скажем, такой специфический жанр, как костюмный фильм.
Оба сняли по одному такому.
Но формановский «Амадеус» - очарователен, а вайдовский «Дантон» - уныл.
Потому что Форман снимал западный фильм про людей, на вечную тему (ЧСХ, по пушкинской «маленькой трагедии», то есть по мировой классике), а Вайда по пьесе Пшебышевской (уже плохо) слепил очень знакомую конструкцию - фигу карманную интеллигентскую надувную.
И то, что он её сваял из импортного латекса и с Депардьё в главной роли, дела не меняет.
Нет, его, конечно, наградили, потому что святую борьбу поляков надо было поддержать и всё такое - но сейчас-то это зачем?

Про всяких там людей из мрамора, железа и т.п. я вообще ничего говорить не буду.
Ну, соцреализм.
Ну, антисоветский соцреализм.
Ну, талантливый антисоветский соцреализм.
Сейчас-то всё это зачем и кому интересно?
Думаю, и полякам самим неинтересно.

Да, про «Катынь», «мы научили москалей носить галстук» и прочую русофобию.
Это наименее интересная тема.
Русофобы в Польше все (я имею в виду элиту, но элита и есть «все»).
Причины этой русофобии известны, и, на мой взгляд, постыдны - для поляков.
Но по польским меркам Вайда был русофобом довольно умеренным, и она у него была перемешана с интересом к русской культуре.
Которую он, к сожалению, понимал очень плохо.
Ну так с двойными очками на носу - польскими и социалистическими - мало что видно.
Так что это не только его вина.

А так…
Мир его праху.
И, надеюсь, кому-то его фильмы доставляют больше удовольствия, чем мне.
=======================================
Тоже за Формана. По сути же замечу, что чешская Культура суть Культура германская, т.е. чистоевропейская, лишённая однако германской имперскости, что особенно нам мило. Польская же Культура восточноевропейская, хоть и католическая, но всё же не полностью европейская, а главное - она ярковыраженная Культура имперская, что нам нравиться не может в силу имперскости нашей соб-ной Культуры. Особенно докучает перманентный польский ресентимент, продуцирующий русофобию.

https://www.facebook.com/k.a.krylov/posts/1167392559993800

Польша, Константин Крылов, Кино

Previous post Next post
Up