Оригинал взят у
furlus в
О Марии Матиос, УПА и исторической реальности.Мария Матиос.Нация/Пер. с укр.Е.Мариничевой,С.Соложенкиной;Под общ.ред.Е.Мариничевой. - М.:Братонеж,2007. - 320с.
(******)
Действие всех произведений, включенных в книгу, происходит в Буковине, конкретнее, - в Гуцульщине, которая нам известна в основном по гениальному фильму Параджанова "Тени забытых предков". Тема романа и большей части новелл связана с повстанческим движением в Западной Украине конца сороковых-начала пятидесятых годов и с репрессиями в отношении жителей территорий, оккупированных Советским Союзом в 1939-1940 годах.
(******)
Это трагические повествования о жестокости, репрессиях и народном сопротивлении.
Но хочу обратить внимание на абсолютно апологетическое изображение повстанцев.
Читатель, воспитанный на традиционных представлениях, испытывет шок, сопоставимый с шоком, который испытывает знающий историю читатель "Унесенных ветром", когда выясняет, что все положительные герои романа вступили в Ку-Клукс-Клан, члены которого изображены как рыцари и герои сопротивления.
Очень любопытен взгляд на историю в романе "Даруся сладкая".
Гуцулы, сельские жители, без всякой симпатии относившихся к румынскому господству, с самого первого дня воспринимают советские войска, "москалей" как оккупантов. Лишь вскользь упоминаются несколько крикунов, встретивших советские войска жовто-блакитными знаменами, которых - всех - потом репрессировали.
Так ли было на самом деле?
В послесловии к книге - в целом очень тенденциозном - украинский историк Юрий Шаповал пишет: "Местное население поначалу встречало советские танки радостно, под сине-желтыми национальными знаменами. Радость была искренней, поскольку смена режима для местного населения означала прежде всего деполонизацию и дерумынизацию всех сфер общественной жизни.
Однако политическая эйфория скоро иссякла".
В Галиции даже начались спотнтанные расправы украинского населения над польскими помещиками и чиновниками.
А у Марии Матиос даже евреи сразу скорбят и даже уходят в Румынию, хотя известно, что большинство евреев приняло новую власть.
В романе скороговоркой говорится о немецкой оккупации, но ясно, что немцы не причиняли вреда местным жителям.
А как же с местными евреями?
Об этом не написано.
Только в описании событий 1944 года - второй приход Советской армии - написано: "На местах, где раньше стояли еврейские корчмы - всего семнадцать в селе и окрестностях, - страшно чернели пепелища".
Что, их уничтожили только в 1944?
Вообще освещение еврейской темы достаточно любопытно.
И тут опять мне кажется уместным параллель с романом Маргарет Митчелл.
Там южане часто вредят друг другу, среди них есть очень не симпатичные люди, да и героиня романа Скарлет О'Хара не подарок, но у них всех есть одна особенность - они могут быть жестоки и несправедливы друг к другу, но трепетно относятся к чернокожим.
Своеобразный южный миф.
И вот современный украинский миф - украинцы, в частности, гуцулы могли быть жестокими друг к другу, но только не к евреям.
Нет нужды говорить, что это не соответствует реальности.
***
Лучшими в книге я считаю новеллы "Юрьяна и Долгопол" и "Отец и мать просили..."
В первой есть попытка показать правду и противоположной стороны и весь ужас как повстанческого террора, так и эмгэбэшных репрессий. Во второй - сила ненависти, порождающая бесстрашие и упорство.