Легница или по следам "Малой Москвы". Часть 3. Заброшенный военный госпиталь как шаг в про

May 17, 2016 19:06

Оригинал взят у conrad в Легница или по следам "Малой Москвы". Часть 3. Заброшенный военный госпиталь как шаг в прошлое.
Впустите до шпиталю? Турист я, издалека пшиехал.
Нуу...Ходь...Зоставь тулько самоход на паркинге.

Моё негромкое "хэллоу" сквозь высокие главные ворота было встречено интенсивным усердным собачьим гавканьем. Вскоре, отозвавшись на лай четвероногих охраников, из-за угла вышёл немолодой худощавый, слегка хмурый, человек - местный сторож. Минуту спустя, после непродолжительного, но конструктивного диалога, я был таки допущён на территорию бывшего военного реликта - госпиталя, изначально построенного для нужд немецкой армии, а в 1945 году переданного под начало военно-медицинского управления Министерства Обороны СССР (тогда Наркомат Вооружённых Сил).


Без сомнений, наиболее глубокие, яркие и запоминающиеся впечатления у меня остались именно от визита на этот заброшенный советский военный объект, что находится на юго-западной окраине Легницы в Золоторийском лесу. Уникальное в своём роде (не побоюсь этого слова) место. Фанаты индустриального и милитари-туризма, а также сталкеры и прочие любители всякого рода заброшки должны быть просто в восторге. Если другие военные и гражданские объекты "малой Москвы", как ещё называют Легницу, уже более двух десятилетий имеют новых владельцев и используются по своему назначению, и неосведомлённый человек вряд ли догадается, что том или ином здании был условные штаб армии, Дом офицеров или советский гастроном, то посещение заброшенного госпиталя - это подлинный, реальный шаг в прошлое и ушедшую эпоху. Настоящее путешествие во времени, остановившемся здесь в 1993 году, когда в сентябре окончательно завершился вывод российских уже войск с территории Польши. Рискну предположить, что передислокация персонала и вывоз оборудования начался двумя годами ранее, после подписания протоколa о полном прекращении действия Варшавского договора.



Думаю, что мне немного повезло. Пан-сторож был в благосклонном расположении своего духа, а ведь мог и не пустить на вполне законных основаниях. Через высокий бетонный забор с колючей проволокой, огораживающий периметр территории я бы лезть не рискнул. Учитывая обстоятельство в виде мохнатых двух друзей пана Рысека (Ричарда по-нашему). Вот они как раз - слушаются и побаиваются своего начальника. А в перпективе виднеется котельная госпиталя.


Я подумал, что буду здесь ходить самостоятельно, но пан Рысек решил для начала показать мне несколько объектов самолично. Он обладает ключами от всех зданий.


Замечательно, я не ожидал такого энтузиазма. Ну а другой стороны - скучно человеку сутки сидеть одному, а тут с иноземцем поговорить можно. Кстати, он сказал, что в этот же день приезжал другой человек, из Дубая. Также всё ходил и фотографировал. Интерес потенциальных инвесторов? Либо обычный турист, любитель индустриала? Кстати, слева вновь котельная, а справа здание кухни и столовой. Построены ещё при немцах, зато чуть подальше виднеется советский уже военторг с буфетом. Позже схожу к нему.


Сначала мы направляемся к бассейну, это также советский уголок. Госпиталь был многопрофильным и одним из самых оснащённых объектов оздоровительного типа. А бассейн здесь, очевидно, с конца 70-ых.


Вид на главный корпус. Самое время немного вспомнить об истории. Строительство госпиталя началось в 1929 году для нужд немецкой армии и продолжалось несколько лет. Работы прекратились в 1939 году, когда Германия перешла в состояние боевых действий с Европой. Изначальное назначение - кожные заболевания, но уже в 1942 году здесь принимали раненых с Ленинградского фронта и даже высокопоставленных чинов SS и Люфтваффе.


Пан Рысек с его энергичной походкой.


Зашли в корпус бассейна, сначала помещения для переодевания.


Так выглядит бассейн сегодня, мрачно и запущенно.


Идём дальше, в небольшую часовенку, немецкого периода.


Скорее всего часовня изпользовалась при немцах по своему прямому релиогиозному назначению.


Затем здесь располагался прозекториум и рабочее место паталогоанатома. К слову, морга здесь не было, а умерших увозили в одну из городских больниц.


Рядом - служебная гостиница и комнаты отдыха. Здание советского времени.


Ещё раз вглянем на котельную, а затем сторож открыл главный корпус и оставил меня одного.


Стало слегка жутковато - огромное, пустое и давно покинутое людьми трёхэтажное здание. Когда-то здесь было множество специализированых отделений: инфекционное, психиатрия, хирургия. Кинотеатр, детский корпус.


Захожу и меня встречает дежурный по госпиталю.


Информационные стенды про заповеди врача и право на отдых. Надписи на русском видны во многих местах.


Самый молодой стенд, оформленный в 1992, когда Союза уже не было.


Красный уголок и место для собраний.


Очень длинные коридоры, слышны лишь глухие звуки моих шагов.


Здесь можно снимать фильмы ужасов или использовать такой антураж для компьютерных игр-стрелялок. Кстати, сторож мельком упомянул что-то о компьютерных играх и туристах из Англии и Германии, приезжающих сюда. Но конкретно я не разобрал. Ещё он сказал, что много людей приезжает летом из России и Украины сюда. Ностальгия - она ведь штука серьёзная, может нешуточно зацепить. Жить и работать в Легнице гражданским вольнонаёмным (учителям, врачам, водителям, медсёстрам )было просто шикарно и замечательно - два полных оклада, один здесь, другой в СССР, лучшее снабжение в военторге, возможности привозить из Польши дефицит и загонять дома втридорога. Впрочем, за моральным обликом вольнонаёмных и тем более кадровых военных следили строго, и без промедления высылали на Родину в 24 часа.


Ладно, идём дальше. Пустые палаты.


Сестринская. Из воспоминаний одного рядового: Сели мы с ней в сестринской на диванчике рядом.....близко так сели и меня как начало трусить! Оля мне чаю горячего предлагает и всё время смеётся! Тут я как вампир бестолковый и впился в её коралловые губы! А она смеётся, - Дурачок! Здесь нельзя! Может они общались тут?


Вновь бесконечные, похожие друг на друга, коридоры.


Кто-то забыл носилки.


Душевая.


Предполагаю, здесь была одна из операционных.


Всё крайне запущено. Террирория и госпиталь принадлежат городу, но какие действия предпринять, чтобы возродить здесь активную деятельность? Городская управа не может найти средств на восстановление данного объекта. Разговоры про отдать здание под офисные нужды ведутся уже много лет. Сомневаюсь, что в ближайшее время тут кто-нибудь появится. Легница - провинциальный небогатый польский город, а в центре доступно множество пустых и ухоженных помещений.


Пока свой офис и клуб по интересам регулярно организуют местные выпивохи. Не страшно им тут, особенно в тёмное время суток? Здесь же ещё подвалы есть, куда я не ходил, но уверен, там осталось много занятных артефактов. Если кто заедет сюда, сходите в подвал, но не забудьте фонарь.


Ещё один стенд. Спускаюсь со второго этажа на улицу. Пожалуй, достаточно.


Иду по направлению к военторгу.


Здесь уместно приложить воспоминания российского правозащитника и телерадиоведущего Виктора Травина, отец которого полтора года во второй половине 70-ых был начальником управления военной торговли СГВ в Легнице: в системе военторга действительно творилось бог весть что: жены высшего офицерского состава - командующего, начальника штаба, управления контрразведки - были уверены, что высокое положение их мужей дает право на маленькие капризы и большие прихоти. Но главное - на бесплатное получение того, что приглянулось в советском магазине. Именно поэтому, как утверждают очевидцы, из магазинов нередко выносились весьма дорогостоящие вещи, платой за которые была лишь снисходительная улыбка генеральши.... Дневники и мемуары очевидцев, они самые ценные и наиболее точные, ухватывающие главную суть происходящего.


Буфет номер 11.


Заглядываю внутрь и уже направляюсь к выходу, где на КПП дежурит сторож с его послушными собаками. До наступления темноты надо успеть погулять по городу. Там тоже много интересного.


Прощаюсь с паном Рысеком и говорю ему большое человеческое спасибо, в то же время раздумывая, попросит ли он денег за своё беспокойство. Не попросил. Самый оптимальным и верным, удобным для нас обоих вариантом являлся бы небольшой презент в виде двух бутылочек пива, которого у меня не было. Маленький, исключительно символичный, гешефт был бы очень к месту. Ничего страшного - буду должен. А пока желаю ему крепкого здоровья и разногообразного благополучия, и пусть заброшенный, застывший в прошлом, госпиталь поскорее приобретёт новую жизнь.


Легница. Вокзал
Легница. Городское кладбище

Польша

Previous post Next post
Up