Куда уехал цирк?

Jan 24, 2016 20:12

Оригинал взят у alexander_pavl в Куда уехал цирк?
Не знаю, был ли Юрий Андропов педофилом или нет, меня это не интересует. Меня интересует, что в своё время ходили упорные слухи, о том, что ему нравятся девочки в возрасте от десяти до двенадцати. Вот этот слух (сам по себе, независимо от того, на чём он основан) меня интересует, так как благодаря этому слуху в советской культуре произошло несколько примечательных изменений.





Внезапно в советских фильмах (преимущественно в телефильмах) появились красивые девочки. До тех пор наиболее распространённым типажём был тип Риты Сергеечивой. Несколько лет назад я писал об этом. Красивые девочки остались в 60-х, а на протяжении семидесятых годов на экранах мелькали маловразумительные мелкоглазые узкогубые пигалицы с косичками. Кто не верит, может вспомнить, например, «Про Красную шапочку» с Яной Поплавской. Яна уже тогда, в том возрасте, была талантлива и острохарактерна, но красавицей её назвать уж никак нельзя было. Позже, в "Переходном возрасте", она у-у-у, а в "Про Красную Шапочку" подчёркнуто некрасива. Нет, были, конечно, и красивые юные актрисы, но их за всё десятилетие, за несколько сотен фильмов, набралось менее десятка.





Но с 1982 года стартовала новая волна. Режиссёры-халтурщики (талантливых среди них не было) внезапно выдали на-гора кучу фильмов с красивыми девочками. «Тайна, известная всем», «Дело за тобой», «Приключения Петрова и Васечкина», «Незнайка с нашего двора», в общем, перечислять можно долго. И венцом всему стала «Гостья из будущего», появившаяся уже с некоторым запозданием, после безвременной смерти Юрия Владимировича. Эти фильмы объединяет не только то, что впервые с конца 60-х стали брать на главные роли малолетних красоток, но и то, что сценарии написаны явно на коленке, с похмелья, а режиссура, мягко говоря, бездарная. То есть, для авторов этих фильмов гпринципиально важно показать кордебалеты школьниц младших и средних классов, а там хоть трава не расти. В общем, это были фильмы-мюзиклы, ориентировавшиеся, как мне кажется, на телефильм 1979 года «Завтрак на траве».





...Да, кстати - не подумайте, ради бога, что я против красивых девочек на экране. Напротив. Я полагаю, что моё детство было бы гораздо счастливей, если бы я мог видеть в кино и на телеэкране своих ровесниц, достойных влюблённости. А в 80-е годы «детское кино» для меня уже было неактуально, и я воспринимал его дистанцировано, как арт-объект, а не как воображариум для последующего кодирования реальности.





Особенным эстетическим ничтожеством в ожерелье бездарных фильмом блещет «Тайна, известная всем», с Николаем Гринько, любимым актёром Андрея Тарковского, в одной из центральных ролей. О сюжете лучше умолчать из жалости, а самая мощная, по-моему, сцена фильма - танцевально-вокальный номер с песенкой про котят, которые пошли учиться. Несмотря на то, что действие фильма происходит в пионерском лагере, прелестная солистка, похожая на двенадцатилетнюю Ию Нинидзе, одета в фетиш-объект, парадную школьную форму с белым фартучком и красным галстуком... Юбка, естественно, укорочена, но суть не в этом, а в том, что кретин-оператор снимает эпизод откуда-то сверху, да ещё не глядя в камеру, так что девочка обрезана рамкой кадра по самым интересным местам, и что она там вытанцовывает - сие остаётся неизвестно. Зато в центре кадра - пошлая клумба с лиловыми цветочками. Вся работа хореографа и старания юных артисток пошли насмарку. Этот кинофрагмент - одно из самых идиотских зрелищ, что мне довелось увидеть, но и всё остальное недалеко ушло. Девочки в купальниках, девочки в пионерской форме, девочки в спортивных трусиках стайками носятся по экрану, но режиссёр и оператор не способны сколько-нибудь внятно их показать. На передний план то и дело вылезают какие-то кусты, заборы, щиты противопожарной охраны.





"Тайна, известная всем" - один из худших фильмов, виденных мной, но я не стал бы тратить на него так много времени, если бы не финальный музыкальный номер. В конце фильма, когда все кривляния прекратились, неожиданно появляется какая-то девочка, типичное плоскоглазое чудовище стиля семидесятых годов, и невероятно плохо начинает петь песню... Я, собственно, на «Тайну, известную всем» (и на аналогичную пионерскую замануху того года) вышел, разбираясь с этой песней. Как-то расслабленно вспомнил её, включил online, дабы освежить в памяти - и чуть со стула не упал, настолько она оказалась крутой в нехорошем смысле этого слова.





Эта песня - «Куда ехал цирк», сочинённая неким Владимиром Быстряковым на слова Вадима Левина. Я хотел её послушать в контексте советских сентиментальных песенок об ушедшем детстве и разъехавшихся кибитках, потому что инфантильность советской культуры интересует меня с давних пор. Ну, вы знаете - «Город детства» (1966, украденный у американцев из хитпарада 1960 года), «Ускакали деревянные лошадки» (1974), «Разноцветные ярмарки» (1980, позаимствованные у Марыли Радович) и так далее, с источником в виде меланхолической песенки Новеллы Матвеевой, которая об утраченных иллюзиях не сокрушалась, а в середине 60-х, после прихода к власти бровастого весельчака Леонида Брежнева, жёстко констатировала:
«Я шагнула на корабль, а кораблик
Оказался из газеты вчерашней».

Так вот, назад к нашим слонам. Оказалось, что сия песня - вовсе не расслабленное блеяние, а постапокалиптический кошмар. Начинается она с хамского хохота, визга взбесившихся обезъян и тому подобного, и только потом, когда вопли стихают, задаётся скараментальный вопрос: «Куда уехал цирк?» Получается, что цирк-то уехал, слоны ушли, молчаливые верблюды ушли, «туда, где верят в чудо», а верещащие чудовища, они тут, с нами. А как «туда» попасть? Никак. «Туда на карусели едут дети» - сообщает песня. То есть, по кругу дети едут, в никуда. Карусель, кстати, достаточно зловещий образ, достаточно вспомнить карусель бродячего цирка из «Чувствую, что Зло грядёт» Рея Бредбери, карусель, которая крадёт время. И все образы песни подобраны не просто меланхолично-сентиментально, а с довольно-таки мрачным оттенком, чуть ли не оккультистского толка. Это песня о крахе, об истечении истории, об эпохе после Откровения - и эта песня стали суперхитом 1984 года. С 1983 года, с момента первого исполнения в фильме «Тайна, известная всем», песню про пустоту, оставшуюся после уехавшего цирка, перепели практически все звёзды советской эстрады, Аллы Пугачевой до Ирины Понаровской, пока, наконец, её окончательно не утвердили в репертуаре Валерия Леонтьева, исполнявшего свой номер с каким-то дьявольским размахом, всячески акцентируя депрессивные моменты.





Конечно, в советской эстраде первой половины 80-х было много причудливого и депрессивного - достаточно вспомнить эйфорический гимн суициду «Звезды нас ждут» в исполнении ВИА «Мираж» - но по уровню безнадёжного ужаса «Куда уехал цирк», по-моему, занимает первое место.

Дополнительного интереса заслуживает тот факт, что во многих местах сообщается, что Леонтьев исполнил свой хит в... 1982 году. Это утверждает даже композитор песни, написанной для фильма, вышедшего в 1983 году. Вероятно, это как-то связано с общей тенденцией перетасовки фактов, касающихся ситуации начала восьмидесятых годов.

=========================

возможно в 70ые советские режиссеры подражали тогдашней модной в американском кино "эстетике безобразного"

в 70ые годы у западных кинозвезд был в моде типаж "уродливый красавец"
- Чарльз Бронсон, Джек Николсон,Клаус Кински, тот же Бельмондо

у нас соответствено -Караченцев, Кайдановский

Рита Сергеичева имхо очень похожа на американскую детскую кинозвезду 70ых - маленькую Джоди Фостер
Яна Поплавская имхо очень похожа на Сандру Лауэр (которая Арабески и певица Сандра)

в 70ые годы Сандра в ФРГ выпустила свой детский диск





а вот Рита Сергеичева черты лица те же. . припухшие  слегка раскосые глаза, но  нету голливудской улыбки





Конечно, это был советский карго-культ "нового голливуда". Но в некрасивых девочках на экране была ещё и антисексуальная фишка - надо было приучать мальчиков к тому, что "девочки - это неинтересно". Тут же в струю и книжки Крапивина, где мальчики тесно дружат, а девочки им не нужны, им и так хорошо.

ну так эстетика 70ых годов - имела очень сильный гомосексуальный подтекст

длинные волосы у мужчин, вычурность, яркие цвета
в конце концов стиль "унисекс" в модной одежде

в кино тогда появились как некрасивые девочки так и женственные красивые мальчики

где то у американского журеналиста еще в журнале Ровесник читал что мода 70ых зарождалась в гей -клубах

"появились как некрасивые девочки так и женственные красивые мальчики" - Я не так давно приводил пример с "Тайной железной двери", где эффектный женственный красавчик садистскими методами добивается "дружбы" с симпатичным ровесником, а девочек в фильме вовсе нет.

В детстве любил уже позднего Крапивина, про пацана Фаддейку и его дружбу со взрослой девицей Юлей (Фаддейка там временами на Марс телепортировался). У Юли был парень-моряк, и абсолютно стерильные с ним отношения - раз в школе поцеловались...
Как раз позднего Крапивина я читать не могу. А ранний ничё так. Особенно прекрасный рассказ "Далёкие горнисты", который он потом испохабил многократным переписыванием.

Больше, чем два исключения. Мальвина, конечно, хороша, это просто десять из десяти (хотя по сюжету она должна быть пожёстче, подоминантней), а кроме "Ста дней" я могу напомнить фильмы с Дашей Михайловой, причём один из них - "Голубой портрет" - тоже по сценарию Александрова, как и "Сто дней". Ну, и "Большое космическое" с прекрасной Милой Берлинской не стоит забывать. Есть и другие исключения из общего правила. Но их ощеломительно мало.
"подростковая тема нужна Соловьёву только для оправдания собственного вуайеризма" - Не, не только. Там есть большая социально-эротическая тема: мальчик влюбляется в девочку, которая выше его по социальному статусу. С такой проблематикой я могу лишь "Любовь с первого взгляда" Эсадзе вспомнить, но у Эсадзе дети постарше.
100 дней после детства, - имхо поразительно похоже на западные фильмы 70ых с темой детского секса
вроде Дэвида Хэмильтона Нежные кузины

нежные тона, желто-бежевая гамма, дымка тумана и тд

Скажем прямо: в случае "Ста дней" Соловьёв был просто экранизатором сценария Александрова (Голубой портрет, Прилетал марсианин, Серафим Полубес). Александров всё придумал, а Соловьёв снял.

я не про сценарий а про саму картинку

там чистый Дэвид Хамильтон

видимо Соловьева спасло то что советские худсоветы не смотрели всяких Нежных кузин и прочее софт-порно 70ых типа Эммануэль

Александр Павленко, Кино

Previous post Next post
Up