Nov 30, 2015 09:21
Эльдар Рязанов был создателем советского европейского человека семидесятых.
Не он один, конечно. Этого человека создавал Сталин на своей кровавой фабрике, его создавала война, его создал гуманистический переворот конца пятидесятых и шестидесятых, когда в однообразных рядах марширующих трудящихся вдруг появились отдельные лица, заговорила индивидуальная культура.
Но, когда этот советский европейский человек появился, - Рязанов сделал его лучший комический портрет (для драматического понадобился Трифонов).
Этот человек, сын или внук русских крестьян, был уже почти французом, почти итальянцем.
н окружил себя уютным миром отдельных квартир, гарнитуров-очередей на "Жигули"-меховых шапок, бесконечных НИИ, милых мелких скандалов, романтических историй с поездами дальнего следования, новогодним салатом и цветным телевизором, - и казалось, что та немного пошловатая, но все-таки обаятельная цивилизация, которую он, советский европейский человек, с собой нес, была вечной и будет вечной, как Брежнев и Ко на заседаниях и парадах.
На самом деле, эта цивилизация держалась на шатких опорах нефтяных денег и страха новой войны - над океаном насилия и кошмара, из которого она возникла, и куда в конце концов снова провалилась.
Но пока она еще жила, пока надеялась, что дальше будет только лучше, только уютнее и сытнее, пока еще были молоды и смешны все эти младшие научные сотрудники и кандидаты неопределенных наук, - Рязанов снимал ту жизнь лучше всех в своем жанре.
Как фотограф, который сумел поймать именно тот кадр, где все вроде бы выглядят нелепо, но - такие красивые, такие родные, как выяснилось спустя энное время.
Вечная память.
(с) Дм. Ольшанский
СССР,
Дм.Ольшанский,
Эльдар Рязанов,
СССР кино,
Кино