Рахиль Вселюбская и три бутылки водки

Nov 22, 2021 16:11



На первый раз старухе Рахили повезло.
В мае 1913 года контролёр Акцизного управления заловил её с початым пузырём водки в кармане фартука. Так и стояла она за прилавком своей чайной, чаёк посетителям наливала. Пыталась было, завидев инспектора, прошмыгнуть в комнату, да не вышло у неё это. По всей строгости закона составили протокол - мол, у Рахили Янкелевой Вселюбской, содержащей по патенту чайную на Рыбном базаре, в доме Екатерининского собора, обнаружен спирт 57%, 1/40 ведра в посуде запечатанной и столько же - в распечатанной. Каковым спиртом она беспошлинно торгует (и русский народ спаивает). А все её отговорки, что она, мол, 79-летняя старуха и спирт у неё для собственных лечебных нужд, для растирания и наружного употребления - это всё пустое и веры тому нет никакой.



Рыбный рынок в Минске. Не сохранился, это место сейчас застроено (Проспект Победителей, самое начало, левая сторона)

Да говорю ж, повезло на первый раз. Вся Россия широко гуляла - трёхсотлетие Царствующего дома, не фунт изюму! Посему Рахиль попала под всемилостивейший царский указ, и от личного наказания была освобождена. Ограничилось дело внушением да конфискацией незаконного спирта.
Да не такова была Рахиль, чтобы одуматься, покаяться и взяться за ум. И полугода не прошло, как при следующем посещении акцизного контролёра опять у неё спирт обнаружился, и снова - 1/40 ведра.
Раз так - выписали ей штраф, 30 рублей. Административка.
Много или мало? Ну как сказать. Примерно 120-150 рублей стоила аренда лавки за год.
Через месяц, в ноябре, обнаружилось, что штраф не выплачен. "По недостатку средств".
Государство насупило брови, дело пошло в суд. Ибо неотвратимость наказания и всякое такое.
Суд назначили на 20 марта 1914 года.
Рахиль пригласила адвоката, Лейбу Абрамовича Юзефовича. Позвала свидетелей - Файбиша Фишера и Самуила Димента, с того же Рыбного базара. И наконец-то вину свою чистосердечно признала.
Разнесли повестки всем заинтересованным гражданам - и Рахили, и инспектору Акцизного управления, и свидетелям, и защитнику. Вытребовали из Полицейской части вещдок - "1/40 ведра 57% спирта в неопечатанной посуде".
20 марта в назначенный час собралось судебное заседание... А ответчицы-то и нет! И где она? И тут защитник предъявляет суду справку, за подписью раввина Ханелиса. Мол, 18 марта умер Абрам Нисонов Вселюбский 82х лет, от старческой слабости. О чём и записано в метрической книге.
Немая сцена. Ну, раз ответчица позавчера овдовела, так мы ж не звери, перенесём судебное заседание.
Перенесли, на 10 мая. Вещдок вернули на хранение в полицейскую часть, все разошлись.
К 10 мая снова разнесли повестки всем участникам. Повестки вручались под роспись, за Рахиль, по её неграмотности, кто только ни расписывался - и её сын Гершон Вселюбский, и внук Яков Вселюбский, и другие какие-то неопознанные граждане.
По ходу, запрос отправили, по месту приписки - узнать, точно ли Рахиль Янкелева Вселюбская числится в местном мещанском обществе? Сначала попутали, отправили запрос в местечко Вселюб. Оттуда ответили - мол, нет у нас такой, Рахиль Берковна есть, а Рахили Янкелевны нет. Тогда прочитали внимательно и второй запрос послали в Гайсин, в Подольскую губернию. Оттуда подтвердили: да, есть у нас Рухля, жена мещанина Абрама Нисановича Вселюбского, по посемейному списку под №772 числится. Сообщите, то ли это лицо, что вас интересует.
Да, это, несомненно, то самое лицо. "Лицу", по ходу, 80 лет уже исполнилось.
Ок, собралось судебное заседание 10 мая, все вызванные в наличии, вещдок привезли (И как его не выпили-то, за полгода, в полицейском участке? Из незапечатанной-то посуды?).
Ответчица вину свою чистосердечно признала, а больше никаких доказательств и не надо.
Выписали ей штраф, да не 30 рублей, а поболее . Ну и спирт конфисковали, само собой. Куда, кстати, девали конфискат, любопытно мне...
Время идёт, 1914 год к концу подходит, уж Германская война началась. Минск ещё не прифронтовой город, но уже близко. И тут выясняется, что штраф-то Рахиль Янкелева так и не оплатила! Денег, говорит, нету на эти ваши штрафы. Нехорошо-то как... Ладно, штраф уменьшаем, и присуждаем вместо того отбыть в заключении 4 дня.
В общем, к марту 1915 года дело это как-то завершилось.
Так и не знаю, отсидела ли Рахиль эти четыре дня в полицейском участке. Или как-то иначе оно обернулось.
Есть ещё надежда найти документы Полицейского управления. И поставить окончательную точку.
Ах да, 1/40 ведра - это сколько?
Ведро - официальная мера объёма, в 1902 году значение ведра было выражено в метрических мерах: 1 ведро = 12,299 л.
То есть весь сыр-бор - из-за литра, даже меньше, водки! Два пузыря в мае и один - в октябре 1913 года.
Это ж надо! А трезвону подняли!

Вот с этих-то пор я государство Российское чрезвычайно уважаю. И все его законы и постановления соблюдаю, с максимальной точностью

Вселюбские, семейные_истории

Previous post Next post
Up