«Диккенсова ночь»

Jan 26, 2014 17:36

Как давно я не уходила из театра счастливой, радостной, воодушевленной и переполненной чувством восхищения!

В прошлую пятницу, 24 января, такое чудо произошло - после просмотра спектакля «Диккенсова ночь» в театре Томошевского.

Это моноспектакль по произведениям Марины Цветаевой. Исполняет Татьяна Морозова. Постановка Юрия Томошевского.

Почему-то перед спектаклем Юрий Валентинович сказал, что, скорее всего, первую часть (а это «Поэма конца») будет очень трудно понять...

Я, конечно, не берусь говорить за всех зрителей, но меня не покидало чудесное ощущение открытия смыслов, чувств, вложенных поэтом в каждое слово, каждую строку поэмы.

Случается, когда поэзия трудна для понимания, возникает желание поскорее закрыть книгу и больше к ней не возвращаться. Такое чувство объясняется коротким: "Не моё".
А чтобы понять - нужно потрудиться: порой многократно возвращаясь к одним и тем же словам и фразам и пытаясь уловить интонацию. Но иногда стихи воспринимаются как плоские черные буквы на белом листе бумаги... и ничего больше...

В спектакле же Томошевского слова обретают объем, глубину, силу и смысл. Теперь это не бездушные черные значки на белом листе, теперь это мысли, чувства, вопросы и ответы живого человека, который находится прямо перед нами. Перед нами - женщина... женщина в любви... женщина в болезни любви... цепляющаяся за любовь и отпускающая её... Женщина, сильная и слабая, ироничная, жестокая и метущаяся, зависимая, молящая...



Я люблю сильное экспрессивное выражение чувств на сцене. В этом спектакле этого не было. И порой мне внутренний голос говорил: "Вот здесь можно было бы дать побольше эмоций..." Но потом, через некоторое время, я внутренне сама себе отвечала, что вовсе не нужен здесь фонтан эмоций, что он излишен, я видела гораздо большее - человека, у которого внутри всё кипит и стремится выплеснуться наружу, но который силой своей человеческой природы заглушает, сдерживает этот порыв. И эти чувства, которые борются внутри, и дают посыл, движение действиям, словам и поступкам человека. Тогда и появляется оправдание такому резаному, дробному слогу: когда хочешь сказать больше, да не позволяешь себе, когда хочешь сказать прямо, да не позволяешь, находя такие слова, понятные только тебе или только двоим...

Я восхищаюсь и преклоняюсь перед работой Татьяны Морозовой и Юрия Валентиновича Томошевского. Я верю абсолютно, что работа над этим спектаклем шла восемь месяцев. Это огромный труд. Труд понять автора, каждое слово, изучить биографию, обстоятельства жизни, представить всё это наяву и главное - пропустить через себя, через своё сердце, присвоить себе слова и мысли поэта. Это невероятно кропотливая, ювелирная работа!

Что меня еще поразило: сохранена стихотворная форма поэмы и стихотворений, рваные строки остались как они есть, не перетекая и не сливаясь одна с другой. Да, такую форму, такой ритм, сложно воспроизвести - но в данном случае, это удалось, что еще более полно раскрыло чувства, переживания поэта (или можно сказать - лирического героя произведения).

Вот поэтому я ушла счастливая после спектакля! Я услышала и прочувствовала гениальную поэзию Цветаевой, увидела блестящий образец актерского мастерства и чистоты речи, и восхитилась колоссальностью вложенного труда!

Я уверена, что «Диккенсова ночь» - это одна из настоящий театральных жемчужин Петербурга. Идите и смотрите!

театр

Previous post Next post
Up