Круг насилия, и как с этим бороться (лонгрид, ужас)

Dec 23, 2015 14:37

Меня тут попросили прокомментировать кошмарную запись программы "Дорогая, мы убиваем детей". Это теле-шоу, в котором скрытой камерой снимают сцены насилия в семье, а потом ведущий в студии ремнем же бьет - бабушку и прабабушку, чтобы объяснить, что насилие это плохо. Отдельно отмечу, что ведущий делает это с явным удовольствием (которое прикрыто как бы "праведным гневом").

Не нажимайте на "плей", если вам неприятно видеть, как людей унижают.

image You can watch this video on www.livejournal.com



И далее я могу либо, как тот ведущий, говорить о том, какие плохие люди унижают других плохих людей, которые унижают невинных детей. И как это выглядит с психологической точки зрения, и про круг насилия, и про то, как зрители бессознательно будут отождествлять себя с агрессором (ведущим), и про абсолютно вредные механизмы публичного наказания.

Либо говорить о том, что делать, чтобы этого не было.

И тогда я подумала, что сначала нужно дать совсем другой ролик в качестве "противоядия". И этот ролик будет не про то, как хорошо обращаются с детьми в хороших семьях. Нет, он будет про то, как искреннюю любовь к людям можно передавать с помощью определенных техник и навыков. Которым можно обучить, в общем, всех.

Потрясающий, ролик, на самом деле) нажимайте на "плей" в любом случае)

image Click to view



Да, наверное, сейчас раздастся хор голосов про то, что это может быть где угодно, только не у нас. И про "какая связь между первым и вторым видео"?

Так вот, связь очень простая. Когда человек в стрессе, он не способен чему-то учиться. Кортизол заставляет нас "замирать или бежать", и никаких способностей не остается на то, чтобы осваивать какую-нибудь новую деятельность. Вся деятельность превращается в автоматическую. В принципе, можно перестать что-то делать из страха, но каждый раз из-за этого же самого страха будут ошибки, возвраты к автоматическому поведению.

Единственная альтернатива - это учить новому. Новым способам взаимодействия. И тут мы приходим к главному вопросу - как это сделать наименее дорогим способам в масштабах общества, чтобы изменить нормы (семейное насилие происходит более чем в 50% семей)?
В первую очередь, это работа с большими группами специалистов помогающих профессий. В России им самим очень, очень нужны такие навыки. Навыки ненасильственного общения (очень рекомендую такую книгу) очень полезные еще и тем, что позволяют достигать каких-то решений и результатов с меньшими усилиями. Знаете, да, правило психики - чтобы были какие-то изменения в поведении, об этом пожелании можно сообщать только после комплимента реально хорошим качествам, и только в доброжелательной форме? А потом и награждать за изменения.

Про то, что у нас забота очень часто выражается в агрессии "Прекрати немедленно" и проч., очень хорошо написала Софья Рожанская, о том, как учат врачей и медсестер в Израиле взаимодействовать с пациентами:

"Еще у нас есть лекции в больнице- нас там пока по 8 часов в день учат как проявлять эмпатию к пациентам. Один раз преподаватель спросила студентов- Как вы думаете, для чего нужно учиться на медсестер и братьев столько лет? Ну,- отвечают студенты,- уколы там делать, прививки.
Она говорит- я вас за 15 минут научу делать уколы, вы будете их первоклассно колоть!

Еще учат как правильно задавать вопросы пациенту. Не к каждому же ты испытаешь сочувствие. Вот, говорит учительница Шоши, приходит к тебе жирный мужик, 200 кг, курит не переставая, ест одну картошку фри, у него больное сердце, давление скачет, диабет, а еще маленькие дети. Хочется сказать: « Ты че за собой не следишь-то? Хочешь, чтобы детки без папочки остались?». И объясняют как с таким пациентом разговаривать, чтобы случайно его не обвинить.
Я сначала не поняла, что это примеры не проявления понятия caring, думала, что нас учат как остроумно общаться с пациентами, чтобы их подбодрить, сподвигнуть следить за здоровьем, поддержать. А оказалось, что это они с вытаращенными глазами приводят примеры дикостей и фраз-табу".

В общем, единственный выход - это создавать преемственность доброжелательности, в виде конкретных технических навыков. Если люди, которые пользуются авторитетом, начнут взаимодействовать на этом языке с окружающими, будут заданы новые стандарты человеческого взаимодействия.
И в первую очередь, конечно, речь идет о преподавателях - любых и везде. Т.е., я бы сделала специальные проекты по обучению ненасильственному общению по профессиональным группам, не в добровольном порядке (а то придут, как раз, те, кому и учиться не надо:). Учиться всему тому, что умеет этот учитель из ролика: Позитивному инвестированию (у меня в верхнем посте есть ссылка на специальный пост про это).

Я понимаю, что сейчас - "в таких кошмарных условиях думать о каком-то доброжелательном взаимодействии, - глупо, надо прыгать!". Но нет. Кошмарные условия именно потому кошмарны, что людей начинает захлестывать агрессия (и тревога), и нет никаких правил, как с ней справляться. Т.е., рассуждать "Мы все сейчас злы, потому что нас обижают", - это, примерно, как рассуждают люди, которые били детей ("Мы просто устали на работе, шеф еще...").

Самое удивительное, что это будет работать даже с чиновниками. Но не сразу. Постепенно. Сейчас в способах выражать агрессию, общество, скорее, на уровне трехлетки - готово кусаться всеми зубами, потому что никто не научил другим способам решать ситуации. Чтобы вырасти и отрастить способность контролировать импульсы, должно пройти еще 22 года) Но в группах процесс взросления и решения совместных задач происходит намного быстрее)

Сюда же в тему - вот текст про ресентимент - переживания отверженного, у которого и бессильная зависть, и желание отомстить за превосходство. Но опять же, чувство отвержения, исключенности из "хорошей группы", которое рождает бесконечную агрессию, лечится только признанием ценности. Увы, нет другого пути.

Previous post Next post
Up