Фактор безотцовщины у мышей и у людей

May 21, 2014 16:44

Вместо эпиграфа:
У нас на курсе аномального детского развития было в ходу слово "вредность" в не совсем привычном для слуха смысле - т.е., фактор, плохо влияющий на развитие.

Сейчас очень много говорят о том, что брак устарел.
Возможно, с т. з. социальных процессов речь идет о том, что брак не нужен, как обществу не нужно столько людей)
Знаете, наверное, что такое "депрессия" у голубей? Это четкий социальный механизм: когда в колонии голубей наступает перенаселение, часть голубей перестает заботиться о себе и есть, и умирает. Люди - существа более сложные, им одной депрессии мало, нужны и другие механизмы сокращения популяции.

Так вот, с точки зрения психического здоровья детей, брак, как союз мужчины и женщины - вещь очень нужная, и исследований на эту тему немало. Отсутствие одного из партнеров, с т.з. развития, является как раз "вредностью".
Вспомнила я это, когда наткнулась на заметку "Мышь-одиночка не может вырастить полноценное потомство" (ссылки http://ethology.ru/news/?id=1410 и http://mindbrain.ru/2013/12/04/717.html), где, в частности, пишут, что это "Первое исследование роли отца в воспитании ребенка".



картинка отсюда

Это, разумеется, не первое исследование (например, давно обсуждается бОльший риск возникновения пограничного расстройства личности у ребенка в неполной семье).
К тому же это исследование пока проведено на мышах (и тоже - не первое исследование, под кат поставлю еще одно, более раннее), и ниже я скажу, почему люди и мыши - это, все-таки, не одно и то же, в том числе - с точки зрения родительства.

Суть этих последних данных:
В журнале Cerebral Cortex опубликовано исследование НИИ при центре здравоохранения Университета Макгилла, Канада (RI-MUHC), руководитель Габриэлла Гобби, на калифорнийских мышах (которые, подобно большинству людей, моногамны и воспитывают свое потомство вместе). В этом исследовании обнаружена связь между отсутствием отца и изменениями в поведении животных, а так же эти показатели связаны с физическими изменениями в головном мозге (выявлены дефекты в префронтальной коре г.м., которая "отвечает" за социальную деятельность, ответственность, принятие решений и т.д.).

При прочих равных, мыши, воспитанные без отца, вели себя более агрессивно (а самки еще продемонстрировали бОльшую чувствительность к амфетамину) - примерно, в 7-8 раз чаще, чем контрольная группа. Что, в целом, согласуется с похожей тенденцией, замеченной в наблюдениях за детьми, воспитанными без отца (количественно иные могут быть проявления, конечно).

В общем, это, достаточно сухое исследование, в отличие от более раннего, и более интересного, отражающего динамику изменений:

"Детские годы, проведенные в семье, в большой степени определяют последующую жизнь. Причем не только у человека. Биологи из Йеркского национального приматологического исследовательского центра (Yerkes National Primate Research Center) Университета Эмори (Emory University) в Атланте изучали, как влияет состав семьи на последующее поведение полевок. Оказалось, что выросшие в неполных семьях полевки отличаются от тех, кого растили оба родителя.

Тодд Ахерн (Todd Ahern), выпускник Университета Эмори, и Ларри Янг (Larry Young), профессор психиатрии и науки о поведении, работали со степными полевками (Microtus ochrogaster). Эти спокойные, дружелюбные зверьки, которых удобно содержать в лаборатории, обладают богатым репертуаром социального поведения.

Образцовые семьи и вечные странники

В большинстве случаев полевки создают прочные семейные пары, в которых оба родителя заботятся о детях и ухаживают за ними. Для зверьков характерно и спонтанное родительское поведение по отношению к чужим детенышам. Этим они похожи на мышей и отличаются от крыс - те чужих отпрысков уничтожают.

Но не во всех семьях царит такая идиллия. Больше трети самок в природе растят детей в одиночку, без участия партнера. А около 40% самцов прочным брачным узам и семейному гнезду предпочитают свободную кочевую жизнь. Есть данные, что семейные и одинокие полевки различаются по содержанию в мозге нейропептидов вазопрессина и окситоцина. Именно поэтому ученые сочли, что степные полевки - подходящая модель для изучения влияния семейного опыта на взрослую жизнь.

В экспериментах участвовали полевки, которые родились и выросли в лаборатории - эта колония пошла от пойманных в природе зверьков. Биологи наблюдали за тремя группами полевок: первая по достижении взрослого возраста (3 месяца) пошла на биохимию, вторую исследовали по нескольким поведенческим тестам, а третью оставили для изучения полового поведения и размножения. В каждой группе зверьки размножались парами. Половину пар оставили для совместного воспитания потомства, а вторую половину пар насильно разлучили.

У матерей-одиночек меньше возможностей для заботы

На первом этапе исследования ученые наблюдали за тем, как выращивают детенышей семейные пары и матери-одиночки. Выяснилось, что дети матерей-одиночек гораздо чаще, чем дети в полных семьях, оставались в гнезде одни. А у пар мышат практически всегда согревал то один, то другой родитель. Матери-одиночки реже, чем семейные пары, облизывали и чистили детенышей.

Поскольку у степных полевок родительские обязанности распределяются поровну, то в отсутствие самца детям доставалась лишь половина родительской заботы. Хотя это не имеет отношения к кормлению - биологи выяснили, что детеныши одиночек потребляли столько же молока, что и дети в полной семье. Но вот тактильного контакта и тепла они получали меньше, и матери-одиночки не стремились компенсировать недостающего отца усилением своей заботы.

Кстати, в природе матери-одиночки вынуждены добывать еду, поэтому еще чаще отлучаются из гнезда.

Хотя детеныши, растущие в разных условиях, не различались по прибавке в весе, мышата из полных семей развивались быстрее и в двухнедельном возрасте активно стремились покинуть гнездо и исследовать окружающую территорию.

В возрасте полового созревания (22 дня) полевки из полных семей весили больше, чем из неполных. Правда, в дальнейшем они сравнялись по весу.

Их дети не готовы стать родителями

Взрослых (трехмесячных) полевок тестировали на проявление спонтанного родительского поведения. Двух голых пищащих детенышей клали в камеру рядом со взрослым животным и наблюдали за его поведением.

Самки из полных семей проявляли больше родительского поведения по отношению к чужим детенышам. Они чаще облизывали и чистили их, больше времени согревали. Выраженное в процентах, их материнское поведение оказалось в три раза сильнее, чем у самок, которые выросли в неполных семьях.

Самцы тоже проявляли спонтанное отцовское поведение к чужим детенышам (агрессия наблюдалась крайне редко), но самцы из полных семей достоверно не отличались от сыновей матерей-одиночек.

Чтобы оценить способность взрослых животных найти себе партнера, трехмесячных полевок разного пола объединяли в одном помещении. Оказалось, что зверушки, выросшие в неполной семье, больше времени проводят отдельно от сородичей и позже образуют пары.

Таким образом, детеныши полевок, растущие в неполных семьях, получают меньше родительской заботы, и это драматически сказывается на их жизни. Интересно, что в большей степени меняется поведение самок. Вероятно, предполагают ученые, самки особенно нуждаются в вылизывании и тактильных контактах в младенческом возрасте.

Что же до механизма, который лежит в основе влияния семьи, то он пока остается невыясненным. Измерение уровня рецепторов вазопрессина и окситоцина у двух групп полевок не привело к однозначным результатам. Хотя немало данных, в том числе и на людях, свидетельствует о важности раннего детского опыта для устойчивости к стрессам. А это, в свою очередь, влияет на социальность".

Но человек радикально отличается от мышей (и других животных) - способностью к абстрактному мышлению и к использованию образов ("вторая сигнальная система"). Поэтому "отсутствие отца" у мышей может радикально отличаться от "отсутствия отца" у людей. Присвоенный "образ отца", с которым человек живет всю жизнь (как было принято раньше рассказывать о героически погибших/исчезнувших отцах), может оказывать огромную поддержку. Частичные воспоминания об отце, вера в то, что он где-то есть, более гармоничные отношения матери с мужчинами в ее жизни - все это может смягчить травму потери и т.д.

АПД: Некоторые вещи я воспринимаю, как сами собой разумеющиеся, и не пишу про них. Из комментов дополню важным: для здоровья психики не так важно, в чем именно выражается воспитание, как важно "наличие альтернативы одному родителю", возможность формировать гибкие модели поведения. Знаменитую Аткрытку на эту тему сейчас найду)


исследования, семейные ценности

Previous post Next post
Up