Dec 17, 2014 02:08
TL;DR: повышение ставки борется с инфляцией; инфляция - враг бизнеса и экономики; сейчас время хирургических, а не терапевтических методов.
Некоторые ошибаются, говоря, что недавнее повышение ставки - это так плохо. Надо смотреть общую картину и учитывать нашу специфику.
Бизнес не может работать, когда у него нет дешевых кредитов. Но "дешевых" - это относительно инфляции. Если реальная инфляция большая, нельзя кредитовать бизнес кредитами с процентами меньше инфляции. Человек тогда никакой бизнес вести не будет. Занял, купил недвижимость, через год продал. Небольшой процент (относительно реальной инфляции) должен быть, он подстегивает бизнес двигаться. А инфляция есть, ничего с этим не поделаешь.
Гораздо важнее то, что бизнес не может нормально работать, когда инфляция или падение курса >15-20%. Потому что надо постоянно высчитывать и менять цены, закладывать будущий рост при покупке товара у поставщиков, а прибыль получается нескоро... Таким образом инфляция только подстегивается. Мы это уже много раз проходили. Курс 50:1, а за некий базовый товар (бензин, металл) устанавливается цена 60:1 (чтобы учесть риски). Этот базовый товар покупает другой бизнес и инфляция расползается. Или бизнес покупает товар в Китае, идет он месяц. За месяц бизнесмен теряет рост курса, поэтому он его закладывает в цену, кроме того, никто не знает, как курс изменится, поэтому он закладывает побольше.
Поэтому инфляция - это очень плохо. Но почему это происходит только у нас? Где подобные проблемы в США и Японии?
Есть фактор, очень сильно отличающий нас от этих стран. Это то, что у их граждан есть полное доверие к своей валюте. Ни у кого не возникает мысли хранить деньги в каких-нибудь франках. Поэтому, при падении курса там ничего плохого не происходит.
Нет никакого доверия в белорусскому рублю, потому что он сто раз падал. Было больше доверие к российскому, потому что он был стабилен с 98го... Но теперь это кончилось. Люди (и бизнес) при таком падании курса забирают рубли из банков и переводят их в доллары.
Но и это не всё. Мы не такая сильная экономика, как Америка (особенно во время кризиса). У нас меньше всяческих инструментов улучшения ситуации.
В результате сложения всех факторов получается, что при подобном кризисе долларов становится МАЛО. А их все СКУПАЮТ сумасшедшими темпами. От этого еще сильнее растет курс. Втягиваются спекулянты. Растет инфляция, бизнес закладывает риски в цену. Все скупают, и чем дальше, тем хуже, потому что все больше рисков, все меньше долларов и все лучше спекулировать.
И что происходит? Население и бизнес держат доллары, которые они скупили дороже, чем те реально стоят. То есть отдали Америке бесплатно свою нефть, газ и металл. При этом "энергия" этих денег никуда не расходуется. Если бы они циркулировали в банках, то на эти деньги что-то бы в стране строилось. А так всё на руках.
То есть результат падения курса - остановка бизнеса. Как раз то, чего не хотят те, что за маленькую ставку. (Ок, есть еще плюс для экспортеров, но это же не вся экономика).
В общем, это серьезная болезнь, которая быстро развивается и угрожает всему организму, и которую надо лечить.
А как с точки зрения монетаризма борются с падением курса???
Почему вообще курс падает? Потому что за то же количество рублей на рынке дают теперь меньше долларов. Потому, что все хотят доллары.
Что сделать? Во-первых, постараться уменьшить спекулятивный ажиотаж какими-то успокаивающими действиями. Во-вторых, дать доллары на межбанк из резерва. Тут уж ничего не поделаешь.
В-третьих, физически убрать часть рублей с рынка.
Как можно осуществить последнее? Где, вообще, рубли находятся? В основном, в банках.
Делается это так. Центробанк говорит: вот, у меня есть такие-то бумаги. Если вы мне дадите свои деньги, я вам дам гарантии, что через год верну их вместе с 15%. Банки радостно (потому что им эти деньги некуда девать, бизнес массово кредиты под такое брать не хочет) деньги им отдает, взамен получая бумажку.
На рынке денег становится меньше. Теперь банку нет смысла давать кредит бизнесу под процент меньше, чем эти 15%. Ведь под 15% он железно всё получит.
Теперь, свободных рублей у банков осталось мало и им нечем спекулировать на межбанке, покупая доллары (да и незачем).
Эта операция и называется "повышение ставки".
Как результат, инфляция замедляется. Спекулянты уходят. Люди опять начинают класть деньги в банки. Экономика оживает. Бизнесу ХОРОШО. После лечения, ставку понижают. Это именно ЛЕЧЕНИЕ. Хирург работает, а не терапевт.
А вы предлагаете сделать обратное. Потому что вы сравниваете терапевическое американское или японское стимулирование экономики (дешевые кредиты) - санаторий, душ, прогулки под свежим воздухом - с необходимостью операции. Когда нужна операция, про санаторий со свежим воздухом не думают. Вот после - можно.
Теперь рассмотрим, почему обратное работает в Японии или США? Да потому что люди не снимают деньги из банков. И бизнес не скупает иностранную валюту. И спекулянтам делать нечего. С этим нет проблемы. У бизнеса и банков и так в руках сила всей экономики. Всё, на самом деле, спокойно. Если экономика плохо себя чувствует, можно её немного стимулировать дешевыми кредитами.