«Ghosts of Mars», вышедшее в 2001 году, очередное размышление голливудского классика и заслуженного режиссера-демонолога Джона Говарда Карпентера о природе и истоках зла.
Нельзя не отметить, что в этом смысле очень интересна его же, по его собственному определению, «трилогия о различных концах света», в которую входит «Нечто», экранизация Джона Вуда Кэмпбелла 1982 года, лавкрафтианский «В пасти безумия» 1995 года, и «Князь тьмы» 87-го.
Действие картины разворачивается в 2176 году, в Крайсе - первом полноценном городе Красной планеты, проходящей завершающую стадию терраформирования.
На городской вокзал откуда-то с дальних рудников на автопилоте приезжает «поезд-призрак», внутри которого прикована наручникам полицейская блондинка (фотомодель Наташа Хенстридж), которой, едва ее раскуют, приходится объясняться перед местной администрацией.
История, которую она рассказывает перед созванной для расследования комиссией начинается с того, что отряд запакованных в черную кожу копов приезжает на рейсовом бронепоезде забрать заключенного (гангста-рэппер Айс Куб) из заметаемого красной пылью горняцкого местечка под названием Сияющий Каньон. В отряде, кроме рассказчицы, еще крутая командирша (как покажет дальнейшее развитие событий - недостаточно крутая), двое стажеров - какой-то парень и Клеа ДюВалл («Карнавал», «Факультет»), и очень непосредственный в общении, но искушенный в технике сержант Джейсон Стетхем.
А в городке, несмотря на вечер пятницы - на улицах никого.
Заключенные сидят по своим клеткам, но персонал куда-то запропастился. В ближайшей подсобке обнаруживается щедро размазанная по стенам кровища. А следом и другие признаки массакра и сплаттерпанка. Самое сильное впечатление на героев производит их местная коллега, проявляющая все признаки одержимости.
Вскоре в ближайшем карьере Стэтем обнаруживает занятых массовыми человеческими жертвоприношениями аборигенов, похожих на что-то среднее между орками из "Властелина колец" и дикарями из "Апокалипто". Заправляет у них некто, подозрительно похожий на солиста «Cradle of Filth» в лучшие годы.
В местной КПЗ герои находят представительницу научной интеллигенции (Джоанна Кэссиди), которая доходчиво объясняет, что же тут, черт побери, происходит.
Виной всему - некий паразит, имеющий форму красного тумана, пробужденный землянами в процессе колонизации и промышленного освоения Марса (случайно взорвали какую-то не ту гору, открыв доисторический саркофаг внеземного происхождения), и захватывающий воздушно-капельным путем одно человеческое тело за другим.
Оказавшись в осаде, хорошие парни вынуждены объединится с плохими - традиционный для Карпентера сюжет, опробованный еще в «Нападение на 13-й участок».
В наличии и характерные злые шутки.
К примеру, один из подонков, мобилизованных главной героиней по законам военного времени, изрядно воодушевившись перед битвой веселящим газом, хочет показать, как надо открывать консервы при помощи тесака, в результате чего остается без большого пальца.
Или то единственное средство, которое оказывается по-настоящему эффективным против инопланетной напасти.
Там чуть позже герои еще одно найдут, совсем уж альтернативное, в духе генерал-майора Талалаева («Обязательно бабахнем…»).
Это по сути, такой классический вестерновский мотив про нашествие на крошечный форт злых индейцев и попытки его отразить, но только с повышенным количеством задействованных в процессе кинокрови и зазубренного железа. И перенесенный в живописные декорации марсианского фронтира.
Как и в других карпентеровских хоррорах, вся эта кровавая вакханалия, герметический саспенс и игры на выживание "угадай кто в комнате одержим демоном?", и непременно следующие за ними - стрельба с двух рук и удары по голове ногой с разворота и прочий классический "сарвайвал" - это прежде всего повод поговорить о человеке. О величии и низости человеческого характера, о крайних точках его развития в экстремальных ситуациях, о крайних пределах человеческого инстинкта выживания и воли к победе. О врожденной тяге человека к экспансии, извечном желании поспорить с Козьмой Прутковым и объять-таки это пресловутое "необъятное! И, конечно, о личной ответственности на этом пути.
Местами доходит до поистине постмодернистской черной иронии - как бы ни были хитры, злы и изворотливы все эти демоны-паразиты, человек, по Карпентеру, всегда оказывается еще хитрее, злее и изворотливее.
Отдельно хотелось бы отметить необычайно бодрый саундтрек, авторство которого в значительной степени принадлежит самому режиссеру, а еще он задействовал специально приглашенных специалистов, включая участников Anthrax, очень самобытного артиста Buckethead'а, гитариста Стива Вая и гитариста Робина Финка («Guns N' Roses», «Nine Inch Nails»).