Выходной на выставке фотографий Сергея Крикалёва

Apr 13, 2014 10:22

Оригинал взят у tigerofsiberia в Выходной на выставке фотографий Сергея Крикалёва
В минувшую субботу (15 февраля 2014) удалось вновь побывать на станции "Марс-Тефо", которая располагается в одном из помещений бывшего павильона "Космос" бывшей ВДНХ (ныне ВВЦ), на открытии выставки фоторабот Сергея Константиновича Крикалёва, которая озаглавлена "Живопись Творца".

1



Для меня было важно не только увидеть замечательные фотографические картины, а также вновь побывать на уникальном для нашей страны образовательно-развлекательном комплексе "Марс-Тефо", созданном силами неравнодушных к нашему будущему людей. Самое главное - это удалось вблизи и воочию увидеть одного из настоящих героев современности - Сергея Константиновича Крикалёва, и даже поговорить с ним.

Нынешний начальник Центра подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина имеет за плечами опыт шести космических полётов на отечественных и американских космических кораблях с общей длительностью пребывания на орбите больше двух лет. Инженер НПО "Энергия", а затем космонавт из "Энергиевского" отряда, Крикалёв совершил восемь выходов в открытый космос, работал на станциях "Мир" и Международной космической.

Он один из очень немногих людей, удостоенных звания как Героя Советского Союза, так и Героя России. История сложилась так, что именно Сергею Константиновичу первому выпала честь стать Героем России после того, как в период его второго, самого знаменитого полёта на "Мир" (основные экспедиции ЭО-9, ЭО-10) на земле сменилась власть и вышло так, что, улетев из СССР, экипаж вернулся уже в отдельную от бывшего Союза Россию.

В общем, это такого масштаба человек-легенда, что куда там до него ихнему Базу Светику ))) нетрудно было понять моё волнение, когда Сергей Константинович наконец появился на выставке. Увы, из-за его занятости это вышло не сразу, и у нас с Юлей natroniella было время и осмотреть заранее выставку работ, и поучаствовать в любезно устроенной для посетителей выставки экскурсии по комплексу "Марс-Тефо".



Удалось посмотреть на интерьер бывшего павильона "Космос", где когда-то находились впечатляющие космические экспонаты:





В наше время здесь пустота и тишина. Надеюсь, рано или поздно это изменится в лучшую сторону.

2



3



4



А вот эту ракету (наверное, "Протон") мне сразу захотелось запульнуть на ракетфесте, поставив в неё несколько движков-пятидесяток. :))

5



Дальше у нас началась экскурсия по "Марс-Тефо" под командованием девушки Сони, которая здорово и бойко рассказывала о Марсе, об истории его изучения, о перспективах строительства баз на поверхности, а также показавшей в деле оборудование демонстрационного комплекса. К сожалению, от этой экскурсии не осталось фотографий, а жаль.

Дело в том, что по ходу имитации нам потребовалось запустить ядерный реактор типа ВВЭР, чтобы "дать энергию" на системы станции и запитать систему искусственного интеллекта "НЭЛ". И странным образом, на реакторые работы "подписались" мы с Юлией. :) Я неожиданно обнаружил себя разутым и облачённым в защитный костюм ядерщика (неуклюжий, со шлемом и молнией на спине), просунутым через воздушный шлюз к реактору, а Юля прямо из того шлюза "рулила" лебёдкой. Как оказалось, нам надо было вынуть из реактора израсходованную тепловыделяющую сборку и засунуть её в ХОЯТ, а на её место поставить новую. Моя задача была цеплять крюк, командовать "вира-майна", держать ТВС-ку руками, чтобы она не сильно качалась, и показывать, куда двигать тельфер. В скафандре, но без обуви. :))) Как Юля (знаток ядерных дел) сказала, картинка была, способная повергнуть любого ядерщика в обморок. :)

В общем, Марстефошники заскучать нам не дали, а ещё выдалась возможность пообщаться с человеком, который тоже ходил в составе нашей группы, оказавшимся причастным к разработке одной из систем марсохода Curiosity.

А потом мы осмотрели выставку. Там были и просто фотографии Земли, выполненные в стендовом качестве, и фото, превращённые в объёмные по технологии размещения изображения в несколько слоёв и покрытия поверхности маленькими призмами (прошу прощения за ламерское описание, короче, на открытках 3d такое бывает). Конечно, Сергей Константинович не первый и не последний фотограф в космосе, но среди наших космонавтов его однозначно выделяет творческий подход, высокая квалификация как фотографа (как земного, так и "внеземельного") и умение поймать удачный, вызывающие богатые ассоциации, кадр.

Хочу поделиться самыми впечатляющими снимками (хотя, разумеется, рекомендую сходить на Марс-Тефо и поглядеть на всё самим!)

6. Самум над пустынями Саудовской Аравии.



7. Шаттл "Дискавери" (полёт STS-114 под командованием Айлин Коллинз, первый после катастрофы "Колумбии" в 2003 году) выполняет "переворот" перед стыковкой с МКС для детального осмотра космонавтами теплозащитного покрытия. Фоном снимка служит Женевское озеро в Швейцарии.



8. Грозовые облака над Бермудами.



9. Тибет.



10. Глаз урагана.



Когда Сергей Константинович появился на выставке, на него сразу налетела толпа фотокоров и тележурналистов, а также всех, кто долго ждал возможности взять интервью.

11



Он много рассказывал о своих работах, отвечал на вопросы о полётах, о работе фотографа в космосе и о многом другом.

Было, например, интересно узнать, что в 2001 году во время первой основной экспедиции на МКС вместе с Юрием Гизденко они пытались, рассчитав момент, увидеть пролёт в виду МКС станции "Мир" на пересекающихся траекториях, чтобы в последний раз посмотреть на свой бывший космический дом перед его затоплением. Они дежурили у противоположных иллюминаторов, и, вроде бы, Юрию удалось увидеть, как что-то мелькнуло в поле зрения, но самому Сергею не удалось увидеть тогда ничего.

12



Юлия и Крикалёв. :)

13



14



По словам Крикалёва, основная сложность, которая стоит перед фоторафом-космонавтом - это труднопредсказуемость и неповторимость моментов, когда появляются важные для съёмки объекты. Всё постоянно движется и меняется. Кроме того, надо совершенно по-иному знать физическую географию Земли, чтобы уметь быстро ориентироваться, над какой частью света ты сейчас летишь, потому что мы привыкли видеть на картах границы государств и визуально опираться на них, а в природе ничего подобного не существует.

Я задал несколько своих вопросов, постараюсь восстановить сами вопросы и ответы на них по памяти.

В.: Сергей Константинович, скажите, пожалуйста, какое место на Земле вам нравится наблюдать с орбиты и фотографировать больше всего?

О.: Патагония, южная оконечность Южной Америки. Там очень чистая атмосфера и красивый рельеф местности. Для наблюдений интересна тропическая зона Африки, но она почти всегда скрыта густой облачностью. Самые трудные места - Китай и Индия, над этими странами из-за плохой экологической обстановки постоянно висит густая дымка.

В.: Можете ли вы ответить на простой вопрос: вы "за Луну" или "за Марс"?

О.: Я "за то и другое", но, поскольку необходимо в рамках развития переходить от простого к сложному, считаю, что нам логично было бы сначала освоить регулярные полёты на Луну, прежде, чем браться за задачи, связанные с Марсом.

В.: Приходилось ли вам, как космическому фотографу, жалеть, что орбита станции именно такая, а не какая-нибудь иная - строго 51.6, низкая?

О.: Да, приходилось. Очень хотелось полетать по орбите с большим наклонением, и это моё желание исполнилось в полёте на шаттле STS-60, орбита которого была наклонением 57 градусов. Разница была существенная! Удалось даже посмотреть на Питер под непривычным углом, вблизи.

В.: А как оно вам вообще было, там, на шаттле?

О.: Ощущения от полёта в чём-то похоже на "Союз", особенно, взлёт, но самая большая разница - в самолётной посадке. Это было очень необычно.

Ещё корреспонденты пытались задавать Крикалёву вопросы интимного характера, например: "какое у вас отношение к Творцу, раз выставка так называется?" Ответ был: "Личное, больше вам не скажу". И ещё: "Вам приходилось летать совместно с женщинами, у вас были из-за этого в полёте проблемы". Сергей Константинович на это отозвался так: "Это были вовсе не проблемы. :)"

Напоследок Сергей Константинович подписал буклеты и сертификаты, доставшиеся посетителям открытия выставки, а я воспользовался возможностью, чтобы подарить ему изданный нашей командой в прошлом году сборник фантастики "Будущее есть: Горизонты мечты".

Это был личный момент, по поводу которого я могу сказать только, что Сергей Константинович хорошо помнит и ценит работавшую в ЦПК Анну Горелышеву, рассказы которой стали частью этой книги.

Большое ему спасибо за согласие на эту фотографию:

15



И моё огромное спасибо - организаторам выставки и всему личному составу "Марс-Тефо"!

проект, что где когда, наши гости, Роскосмос, новости

Previous post Next post
Up