МОСКВА. МАРС. 3 декабря 2012. Репортаж в трёх частях. Часть первая.

Dec 07, 2013 20:29

Алексей Борисов для проект-правда.рф и группы Mars One.Источник
Фото lex-kravetski
Деление на три части осмысленное и вынужденное.

Часть первая посвящена небольшой пресс-конференции на территории  комплекса "Марс-Тефо". Здесь будут даны ответы на вопросы, заданные мной лично Басу Лансдропу, основателю проекта Mars One. Кстати ни один на конференции не задавали, так что надеюсь, читателям будет интересно.



Вторая часть содержит краткое изложение выступления Баса, сообщения российских претендентов на полёт к Марсу и выжимку из онлайн-интервью с Робертом Зубриным, основателем Mars Society, научным консультантом проекта Mars One и автором книги The Case of Mars (кстати, в будущем году планируется издание на русском, а пока книга доступна в интернет-магазинах). Для подготовки второй части потребуется некоторое время, которого, увы, сейчас особенно не хватает.

Третья часть будет собрана по записям конференции экспертов. Мне не удалось на ней присутствовать - срочно вызвали на работу, но видео запись делал мой друг, Арчибальд Девдариани. Как только появится возможность, расшифровка записи станет общедоступной.

Итак, часть первая.
Кому в такую рань да в декабре приспичило в космос?
Морозное утро 3 декабря могло бы огорчить, но мысль о том, что на Марсе бывает намного холоднее, ободряла меня и моего друга Арчи. Поэтому мы бодрым ходом прибыли к павильону "Космос" на ВВЦ - там планировалось первое знакомство с Mars One и экскурсия на познавательный тренажёр "МАРС-ТЕФО" (коротко и благозвучно от "Марс терраформинг"). Некогда прекрасный по масштабу и наполнению павильон встретил гулкой тишиной, полярно-санитарной пустотой ещё закрытых торговых палаток. Милая женщина спешила по делам, но подсказала нам, что "Марс-Тефо" это на улицу и налево. Кроме подсказчицы нам повстречался ленивый охранник с вопросом на лице: "Кому в такую рань да в декабре приспичило в "космос". Я помню павильон другим, помню стенды и обоснованное название ВДНХ. Но лирику в сторону, а нам - налево. Мимо спиленных деревьев, ржавых дверей и кирпичных осыпей. "О ужас, - думал я, - таким и выглядит Российский космос?" Но тут попались на глаза ролл-апы и баннеры, и мы с другом вздохнули - хоть в этой части нашего космоса всё хорошо и есть на что посмотреть.

"Марс-тефо", помимо помещений-имитаций марсианской базы, представляет собой миниатюрный амфитеатр, этакий зал заседаний космического совета. На стенах, правда, висят карикатуры на тему Марса, но рядом галерея качественных снимков, ниша с джойстиком и уголком марсианской пустыни, и, конечно же, атрибутика развлечений - ресепшн с выбором сувениров. В это день ярчайшим экспонатом "Марс-Тефо" был Бас, основатель проекта Mars One. От обилия журналистов, камер и микрофонов у меня рябило в глазах - в небольшом освещённом на манер чиллаута ночного клуба помещении народу оказалось много, мне едва удалось подобраться поближе.

Но всё-таки удалось, и я хотел бы поделиться впечатлениями о знакомстве с Басом. Кто читал Бредбери, поймёт лучше, но и для всех скажу - Бас оставляет ощущение человека, который уже шагнул дальше колыбели человечества. Он без труда мог бы стать смуглым и золотоглазым, каким видел марсиан знаменитый писатель. Но Бас отвечает на вопрос, хотел бы он сам на Марс или нет однозначно - тут у него любимая женщина и ребёнок, и вообще человечество на Марсе должны представлять лучшие. Скромно, честно и не так романтично, как ожидалось.


Бас делится своей историей - она началась примерно пятнадцать лет назад, когда первый марсоход совершил посадку. "Хочу в космос, но я не американец, а значит, надо создать свою программу", - решил основатель Mars One, продал акции своей компании и посвятил себя новому проекту. В 2011 году компания состоялась и проект стартовал. На вопросы о критериях отбора будущих колонистов Бас отвечал подробно, и многих интересовало, будут ли в числе первых россияне. У Баса точка зрения такова, что никто не вспомнит как звали президента 100 лет назад, но проект колонизации Марса - это история на 1000 лет вперед, так что наверное, не так уж важно, гражданами какой страны будут первые колонисты. Главная проблема отбора - не квалификация и подготовка, а умение работать в команде. Группы по 4 человека будут тренироваться несколько лет, но если один член группы выбывает, скорее всего, будет расформирована вся группа.

Я лично задал несколько вопросов Басу и получил интересные ответы:

- Колонисты отправятся на Марс навсегда. Каким после этого будет их гражданство?

Б: - Очень интересный вопрос, по-видимому, это будет что-то новое, регламент предстоит разработать.

- На Марсе люди будут трудиться. За труд положено вознаграждение. Но там пока нет бутиков, диснейленда и вряд ли скоро появятся. Как колонисты смогут потратить заработанные деньги? Оставлять на земле вклады, поддерживать родственников?

Б: - Возможности будут, и возможности разные. К примеру, кто-то захочет получить с Земли посылку с кофе. Даже килограмм груза это несколько тысяч долларов.

- Если колонисты прибудут на Марс навсегда, теоретически там будут семьи и, возможно, родятся дети. Как защитить репродуктивную функцию космонавтов во время перелёта? Как альтернативный вариант - перед полётом космонавты становятся донорами половых клеток, и контейнер с ними транспортируется с максимальной защитой. А там, на месте - искусственное оплодотворение.

Б: - Во время полёта при угрозе солнечной активности космонавты будут переходить в осек с водяным резервуаром (позднее, на основной конференции, Бас отметил, что во время перелёта к Марсу датчики последних роверов замеряли уровень межпланетной радиации, и он оказался даже ниже того опасного уровня, который прогнозировали учёные). Но эффекты воздействия многих неизученных видов излучений мы пока не знаем, добавил Бас. К тому же детей там рожать в ближайшем будущем слишком опасно, пока не изучено воздействие Марса на человека.

- Для создания на Марсе человечества-2 потребуется, согласно данным генетиков, примерно 250 человек с разными генотипами, то есть не родственники. Когда примерно проект Mars One сможет достичь этой цифры, если вообще это планируется.

Б: - Это реальная перспектива, почему бы нет? Сейчас мы планируем запуск первых четырёх колонистов. Потом - по два человека в год. Уверен, со временем появятся более мощные средства для перелёта к Марсу, так что возможно создать "Человечество-2" за сто лет.

- В рационе колонистов должна быть не только растительная пища. Откуда будут поступать животные белки?

Б: - Источником будут насекомые. В крайнем случае рыба, но это сложнее. Коров на Марс пока точно не повезут.

- На плакатах мы видим поселения, составленные из посадочных модулей и продолговатые выступы, присыпанные грунтом. Когда колонисты начнут строить подземную инфраструктуру?
Б: - Подземную вряд ли. Будут постройки, защищённые сверху насыпями из марсианского грунта. Это надёжно и экономично.

- На марсе день длиннее, а год почти в два раза больше земного. По какому календарю станут жить колонисты?

Б: - Это им самим решать, но не исключено, что это будет земной календарь.

- Как будет называться первое поселение?

Б: - Это будут решать инвесторы проекта.

После окончания небольшой пресс-конференции Баса пригласили в "марсианское поселение 2050 года" - на тренажёр "Марс-Тефо" Вначале дали порулить 3-D моделью прототипа марсохода Curiosity, с российским флагом на корпусе. Надо признать, российская символика на "Марс-Тефо" смотрится очень эффектно. Я, например, сначала подумал, что в экспозиции участвуют реальные служащие из Войск Воздушно-космической обороны.


Согласитесь, первое впечатление очень важно. После ровера участников экскурсии пригласили в реакторный зал, где в форме игрового обучения предстояло освоить энергоснабжение марсианского поселения. Кузен основателя Mars One развернул на тренажёре солнечные батареи с эффективностью 99,9%.


а затем в компании "андроида" осуществил замену стержней охладителя в реакторе. Причём пришлось надеть настоящий защитный костюм, тогда как "андроид" в силу физических особенностей, обошёлся респиратором.



Бас отметил, что в поселении Mars One будет энергетика исключительно на солнечных батареях. Ядерные технологии слишком сложны и далеки от совершенства, чтобы использовать их вне Земли. В следующем отсеке поселения Басу предложили проанализировать образец грунта, полученный геологическим ровером, и тут глава Mars One мгновенно определил, что образец не имеет ценности. Хочется сказать, зря не подыграл, но в этом проявляется характер Баса - он деловой человек, который умеет быстро находить суть вещей. Он целеустремлён и умеет ценить время.


На вопрос, как относятся к его проекту близкие и знакомые, Бас ответил:
"Есть те, кто готов полететь хоть сейчас, есть те, кто не полетит никогда, ни при каких условиях. Им трудно понять друг друга, но все мы - одно человечество, а значит надо уметь понимать".

marsone, интеракториум, мир будущего, интервью, mars one, новости друзей, эксперт, наши гости

Previous post Next post
Up