«Pioneer One» - проект уникальный. Удивительный даже по нынешним меркам эпохи «веб 2.0», когда мало кого и мало чем можно удивить. В то же время - плоть от плоти этой самой эпохи.
Это драматический научно-фантастический телесериал, все финансирование которого изначально строится на добровольных пожертвованиях. Создан и выпущен с прицелом на BitTorrent сети. Бюджет пилотной серии составил 6 тысяч долларов. В первую неделю ее скачали 420 тысяч раз (на 170 тысяч превзойдя прогноз создателей).
Поразительно просто! В те дни, когда каждый мало-мальски значительный автор (музыкант, режиссер, писатель и т.д.) сокрушается о крахе индустрии, падении спроса, несоблюдении копирайта и засилье трекеров... Когда все честные торговцы молят о заступничестве Его Величество и Дейви Джонса, не решаясь отправиться в плавание из-за опасности подвергнуться атаке лихих флибустьеров… Эти парни просто-напросто поднимают на своей каботажной посудине «веселый роджер» и на всех парусах прут прямиком к Тортуге!
Как зовут этих безумцев? Кто они такие вообще? Откуда взялись?
Зовут их Джош Бернхард и Брейси Смит. Про них неизвестно почти ничего, кроме того, что они изменят ваше представление о том, как должен выглядеть современный фантастический сериал.
В тихой монтанской глуши близ американо-канадской границы, на глазах у немногочисленных свидетелей совершает посадку неопознанный летающий объект. По всему району происходит неслабый радиационный выброс. Региональные спецслужбы, наученные горьким опытом 11 сентября, поднимаются по тревоге - уж не «грязную бомбу» ли скинули на нас? Все напуганы и одновременно недоумевают. Кому могло понадобиться совершать террористическую атаку в этом медвежьем углу?
Район поспешно оцеплен канадско-штатовскими силовиками, в СМИ незамедлительно вбрасывают версию про сошедший с орбиты проржавелый СССР-овский спутник…
На рухнувшем с неба объекте действительно сохранились отечественные маркировки. Но это отнюдь не спутник. Это зонд, на борту которого находится полуживой подросток в архаическом потертом скафандре с красным флажком на рукаве.
Космический гость (Александр Евтушенко) по-английски не бум-бум, да и вообще разговаривать не в состоянии. По словам врача - долго не протянет. Иммунная система пропускает все болезни разом, пораженные остеопорозом кости ломаются от малейшего толчка. В целом паренек выглядит так, будто стал жертвой киндеппинга и все детство и юность прожил запертым в каком-то тесном и темном помещении.
В зонде находят образцы марсианского грунта и записку, из которой следует, что на американо-канадской границе приземлился сын советских космонавтов, ныне живущих в марсианской колонии.
На главу оперативной группы Департамента внутренней безопасности США (Джеймс Рич) давят сверху: «какой еще Марс? Какие русские? Какие инопланетяне? Что вы несете?! Доставьте подозреваемого в Штаты! Мы сами разберемся!» Команда (симпатичная женщина, неуклюжий улыбчивый увалень, мрачный очкарик) хлопает глазами, ожидая указаний. Канадцы не спешат идти на уступки соседям и пекутся о суверенитете. А тут еще и Россия не желает оставаться в стороне и хочет выяснить подробности: Это какой-такой наш спутник у вас там упал? Почему не знаем?!
Главный герой - страдающий от недосыпа циник, по горло сытый всей этой политикой, помышляющий об отставке. В научную фантастику не верит, но, черт побери, факты... Поэтому привлекает сумасшедшего рыжего ученого (Джек Хейли, вдохновенно играющий более-менее Роберта Зубрина, вполне реального основателя Марсианского общества и популяризатора колонизации). Ученый работал над Марсианским проектом НАСА, и устал уже убеждать бюрократов, что на Красную планету не просто необходимо лететь - что там вполне можно жить. Что это нужно человечеству.
Несмотря на довольно дикий синопсис, весь этот самодеятельно-торрентовский бэкграунд и неизбежные, увы, элементы развесистой клюквы (к примеру, полковник Станислав Петров, тот самый, что спас мир от ядерной войны, вовсе не был с позором уволен из армии и сослан в Сибирь (?!), как считают авторы сериала)… И даже несмотря на то, что сериал еще не закончен, и, судя по прологу, в финале все еще может обернуться несусветной дичью… Это вовсе не очередная криптоисторическая мокьюментари про бесчеловечные эксперименты советской космической программы и гулкое эхо холодной войны, вроде какого-нибудь «апполона-18», вовсе нет.
Это очень интернациональная, общечеловеческая история. Дефицит бюджета и отсутствие эффектов здесь компенсируются актерской игрой, яркими мизансценами и внятной драматургией. Потрясающий кастинг - усталые, неудачливые… какие-то нарочито не-киногеничные (и потому до невозможности реальные) люди. В виду объявленного на месте крушения карантина находясь в ограниченном пространстве - просто делают свою работу. Вынуждены терпеть друг друга, распутывая безумную головоломку, постепенно сближаются... Тут главный вопрос уже даже не разобраться, что происходит? Советы, Марс, колония… Поди, разберись.
Тут уже другой приоритет - как помочь человеку? И через этот частный вопрос авторы сериала ставят вопрос глобальный - как помочь человечеству?
Тут в одном сюжете - и «Сказка о потерянном времени», и «Незнайка на Луне» и «Парень из преисподней». Телеспектакль про бегство из утопии (которая оказалась никакой не утопией) в дивный новый мир (который мало того, что совсем не дивный, так еще и вовсе не новый).
Это не ностальгический трэш про зеленых марсиан и не красочный голливудский блокбастер, от которого искры из глаз и голова кругом. Это вдумчивая и негромкая камерная драма. Тут нет динамики и экшена. Тут нет визионерства и навороченных гаджетов.
Это история не про технологии и планеты, она про людей. Социальная НФ ближнего прицела, которая чуть-чуть маскируется под конспирологию и альтернативную историю.
Массовому зрителю это может показаться просто-напросто скучным. Но это фильм, который очень нужен нам. Именно здесь и именно сейчас. Фильм про то, зачем вообще землянам надо летать на Марс. Про то, почему делать это надо как можно скорее. Сделанный энтузиастами на деньги энтузиастов, даже еще не доснятый, этот фильм получился. Хотя бы потому, что ставит правильные вопросы.