Рассказы Бориса Богданова всегда отличаются тремя основными мотивами: это глубокая проработка деталей, это по-математически строгая сюжетная структура и, наконец, твердый сугубо-научный фундамент.
В этом есть что-то ностальгическое и воодушевляющее - в этом творчество Бориса сродни научной фантастике середины XX века. Прежде всего вспоминается Джон Кэмпбелл с его «Who Goes There?» - своеобразной апологией «рыцарей науки», в арктических льдах противопоставляющих точность формул и трезвость мышления бесконечно чуждой и беспощадной внеземной силе, стихийному хтоническому духу.
Подобный конфликт и его драматическое разрешение можно наблюдать и в рассказе «Основа жизни», написанном для сборника Марс-Тефо «Яблони на Марсе».
Здесь главный герой, входящий в состав группы российских терраформеров, в результате мощного «марсотрясения» оказывается в буквальном смысле пленником Красной Планеты, погребенный заживо вместе со своим электрокаром - вступает с Марсом в бескомпромиссный поединок.
В противовес лирическим героям XIX века, неизменно проигрывающим в поединке со Стихией и Мраком (за исключением, разве что, Жюль Верна, предвосхитившего, как мы теперь знаем, все на свете), человек века XXI-го ведет со Стихией и Марком бой на равных.
У него есть, что им противопоставить.
Прежде всего - знания. И опыт предшествующих поколений. И железобетонное спокойствие. Ну и, конечно, немного интуиции.
Перед лицом гибели герой думает лишь об одном - по причудливому стечению обстоятельств локальный несчастный случай, произошедший с ним, лишающий его надежды на спасение, дарит эту самую надежду поколениям колонистов.
Позволяет решить первостепенную задачу, над которой ломают голову все те, кого извечная пассионарность и здоровое любопытство, желание находить ответы на поставленные вопросы, понесли на эту дикую, бесприютную и холодную планету.
Что это? Излюбленный советскими писателями пафос ненапрасной жертвы?
Пожалуй, нет. Скорее - точный и трезвый научный расчет. Целесообразность.
Это - рыцари науки. Это передний край космической экспансии человечества.
Даже рискуя жизнью, они не могут вести себя по-другому.
Они слишком умные. Слишком много знают. От них слишком много зависит. Поэтому они ничего не боятся.
Это роднит рассказ с излюбленным рецензентом жанром «экотриллера», яркий пример которого - «Парк Юрского периода» Майкла Крайтона - его герои, спасаясь от безжалостных ящеров в дебрях островка у побережья Коста-Рики, не просто боролись за жизнь, но и находили для самих себя важнейшие ответы на вопросы, касающиеся эволюции. Научное любопытство побеждало страх.
Как и у жюль-верновских «робинзонов», выстроивших цивилизацию на островке, куда занесла их злая буря и не менее злая судьба - желание действовать одерживало верх над паникой и апатией.
Так и здесь - герой, оказавшись один на один с безжалостной стихией, с силами поистине космических масштабов - не пасует и не паникует, а прежде всего - решает задачу.
Потому что есть и такая профессия - решать задачи, находить выходы.
В конце концов, строить будущее - причем именно таким, в каком нам всем хотелось бы жить.