Виктор Колюжняк - автор многочисленных рассказов и пьес, публиковавшийся в таких влиятельных изданиях, как «Полдень» и «Если», победитель мастер-класса Сергея Лукьяненко, администратор популярного сетевого конкурса «Мини-Проза». К тому же - "половинка" творческого дуэта Алексей Верт, отмеченного лучшим дебютом на «Сильверконе-2012» и имеющего явную склонность к жанру киберпанка.
В рассказе "Ништер", написанном для сборника "Яблони на Марсе" и формально относящемся к жанру старой-доброй космической фантастики, тоже отчетливо просматривается эта «киберпанковая» составляющая.
Марсианская колония вот уж сто лет как живет в изоляции от Матери-Земли, потихоньку застраивая и обживая Красную планету и двигаясь, несмотря на ощутимый недостаток ресурсов (к примеру, колонистам пришлось "перековать на орала" все имевшиеся в активе звездолеты), по обрывистой тропе научно-технического прогресса.
На самой Земле, тем временем, окончательно восторжествовало пост-потребительское общество, виртуальность, геймерство и неоязычество. Здесь торжествует Игра и хейзинговский «Человек Играющий». Лексикон обывателей упростился, ключевые потребности свелись более-менее к лайкам, бонусам и левел-апам. Здесь все понарошку и ради фана. Последняя надежда землянского социума, погрязающего в фарминге и идиотизме - передовая часть общества, «суперы»-ништеры, с отрочества отбираемые и пестуемые вундеркинды.
Один из таких бравых парней, сияя белозубой улыбкой, с риском для жизни прорывается сквозь все кольца планетарной марсианской обороны и десантируется прямиком в лабораторию профессора с говорящим именем Леонид Нимоев, видного представителя марсианской интеллигенции.
Задача разведчика-ништера - привлечь марсианские умы к решению проблемы массового отупения землян. Задача профессора - преодолеть косность и мракобесие своих, марсианских силовиков, сохранивших о земле-матушке дурную память в духе "этим-то только дай мизинчик - так по локоть отхватят".
Умело сочетая приемы киберпанка с проблематикой социальной фантастики, автор поднимает интереснейшую и, как никогда, актуальную тему опережения колониями-провинциями своих же метрополий. Как в научно-техническом, так и в духовном смысле.
Как приснопамятные бостонские буржуа, скидывавшие чайные коробки за борт "Дартмута", или нелюбимые Империей пасынки, со своих полей у Атенрай сосланные в австралийский буш, чтоб выстроить там рай земной, свободолюбивые марсиане, отделившись «тремя кольцами оцепления» с лазерами - от Империи-Земли, которая скатывается в регресс и упадок, превращаются, по сути, в самый чистый и искристый осколок этой Империи, настоящий заповедник ее былого величия. И потому, когда мать-кукушка, нуждаясь в помощи, вспоминает о своих подросших детках, оказываются беззащитны перед теплотой ее раскрытых объятий, с легкостью принимая правила "Игры". Как и те, на Земле, сильно рискуя стать беспечными «человеками играющими». Тем более, что все это всегда заложено было внутри, в самое подсознание, терпеливо дожидалось своего часа. Как случайно найденная при поиске важного рабочего файла забытая папка с «Heroes of might and magic» - казалось же, давно ее удалил с харда? А тут как кликнул по ярлычку автоматически - и все, и пиши-пропало до шести утра, и какая там работа.