Способы решения межличностных конфликтов

Sep 07, 2011 13:29

  Исход конфликта может быть самым разнообразным. В любом случае он имеет деструктивный или конструктивный исход. Чтобы избежать проблемных ситуаций и закончить конфликт конструктивно, можно использовать один из рекомендованных способов.
1. Дайте волю чувствам. При этом каждый из оппонентов должен получить возможность озвучить все свои претензии к участникам конфликта, высказать свое мнение по поводу сложившейся ситуации, а главное, описать все негативные чувства и эмоции, которые он испытывает ввиду сложившейся конфликтной ситуации. Это позволит скинуть то напряжение, которое возникает вследствие ссоры. Высказавшись, каждый из участников конфликта приближается к решению общей конфликтной ситуации.
2. Похвалите оппонента. Вступая в конфликт, человек ощущает психологический дискомфорт. Ему кажется, что другие люди его не понимают и не справедливо отвергают его мнение. Чтобы предотвратить углубление ссоры, нужно сделать противнику комплимент, который подтолкнет его на примирение. Скажем, в ходе дискуссии можно заметить: «Вы такой рассудительный и мудрый человек. Я не ожидал от вас непонимания». Если оппонент, например, слишком эмоционален и даже не пытается контролировать свои эмоции, его охладит и успокоит фраза по типу: «Вы мне всегда нравились своей сдержанностью и спокойствием».
3. Позвольте вмешаться третьему лицу. Иногда для остановки конфликта между двумя личностями необходима помощь третьего человека, который является авторитетным для всех участников конфликтной ситуации и имеет достаточно доверия с их сторон, чтобы помочь в устранении конфликта. Он может выслушать всех, а потом объяснить оппонентам в чем суть конфликта и что каждый из них ожидает от другого. Ведь даже эти элементарные на первый взгляд вещи конфликтующим бывает сложно уяснить.
4. Демонстрация агрессии. Этот способ стоит использовать в присутствии человека, который будет независимым и незаинтересованным в преобладании каждой из сторон. Задача наблюдателя - регулировать степень проявления агрессии и недовольства оппонентами конфликтной ситуации. Проводится метод так: каждый из участников конфликта по очереди в полной мере высказывает свое недовольство своим противником или противниками; при этом допускается применение нецензурной лексики, разрешается крик и грубые слова, но есть одно правило - оппоненты говорят строго по-очереди. Таким образом, каждый из них получает возможность высказать, освободиться от угнетающего чувства раздражения и услышать претензии других участников конфликта, понять степень их агрессии в данной ситуации.
5. Научиться слышать слова оппонентов. Одной из проблем, мешающих прекратить конфликт является то, что люди, увлекшись выражением собственных мыслей и эмоций, не могут выслушать то, что говорят друг другу. Диалоги при конфликтных ситуациях деструктивные, бесполезные. Чтобы изменить это, необходимо, чтобы каждый из оппонентов говорил только тогда, когда другой молчит, а захотев высказать свое мнение по поводу его слов, повторял последнее, что сказал противник. Например: «Мне сложно с тобой жить, потому что ты не следишь за нашим домом, а только постоянно загрязняешь его», - говорит жена. На что муж отвечает вместо взаимных обвинений такой фразой: «Я постоянно загрязняю дом, но специфика моей работы это способствует». Ответ жены в духе упражнения: « Творя работа способствует этому, но мне сложно терпеть дома бардак». Подобная постройка диалога способствует пониманию претензий друг друга. А это уже является значительным шагом на встречу окончания конфликта.
6. Поменяться местами. Это упражнение-игра по ролям. Суть его в том, что люди должны войти в роль друг друга и продолжать спор в этом новой ракурсе, но отстаивать уже не свое мнение, а мнение противника, которое теперь по воле игры стало их. Так, например, если коллеги не могут определиться с путем решения производственной задачи и это становится предметом конфликта, они должны провести упражнение «Обмен местами» и с точки друг друга представить чужие идеи. Этот способ позволяет взглянуть на мнение оппонента по-новому и оценить его как имеющее право на существование.
7. Отстраниться от настоящего времени и перенестись в будущее. То есть, взглянуть на сложившийся конфликт в более масштабном и динамичном плане. Что будет через несколько недель, если мы сейчас не придем к одному решению? Как повлияет конфликт на нашу жизнь в целом? Что изменится, если мы останемся противниками? Важно, чтобы этими вопросами задались все участники конфликтной ситуации. Это позволит оценить важность тех отношений, которые имеют люди, и понять, на сколько не нужным или нужным для них является конфликт, который они создали. Обратите внимание, что во многих случаях помощь непричастного к конфликту человека стимулирует его решение. В первую очередь так складывается, потому что посторонний человек является объективным и может оценить ситуацию. Кроме того, он исполняет регулирующую роль, принуждая или приглашая оппонентов к сотрудничеству в устранении конфликта. Но самым лавным условием для решения конфликтной ситуации является стремление всех сторон конфликта решить проблему. Без этого преодолеть конфликт очень сложно. http://www.anypsy.ru/content/sposoby-resheniya-mezhlichnostnykh-konfliktov
Previous post Next post
Up