Осторожно: злой пост про егэ

Jun 10, 2009 01:20


Так как про егэ во всём его многообразии говорить сложно, то говорить (вернее писать) буду про егэ по математике.
1) Пробный вариант егэ по математике прорешался мной меньше чем за час. При просмотре правильных ответов выяснилось, что в результате арифметических ошибок, неверного прочтения условий и просто общей невнимательности неправильные ответы были получены в 3х заданиях А, 2х заданиях В и одном задании С. В режиме реального экзамена моя внимательность обычно выше, да и записанные решения обычно содержат ошибок меньше, чем устные, так что, возможно, неправильных ответов стало бы меньше.
2) Пробный вариант вступительных по математике в МФТИ во время учения в 11 классе (в те времена, когда я ещё хорошо помнила, например, разные свойства логарифмов и тригонометрические формулы) мне даже за 3 часа не всегда удавалось решить полностью все задачи
3) В критериях оценивания заданий С есть прекрасные фразы, про то, что решения, не содержащие приведённых пунктов авторского решения, должны быть оценены в 0 баллов. Я, конечно,понимаю, что у стандартных задач сложно найти нестандартные решения, но всё же.

Выводы:
1) Данный экзамен, вероятно, способен отделить людей, знающих предмет средне от не знающих вообще (пусть даже, знающих хорошо от знающих средне), при этом разделить верхушку (то есть знающих предмет хорошо от знающих предмет очень хорошо) данный экзамен никак не может. Впрочем, на мой взгляд, выпускной школьный экзамен в отличие от вступительного и не должен обязательно справляться со второй задачей. Однако считать его равноценной заменой вступительным экзаменам как-то неправильно. То есть, в качестве не профильного предмета его вполне можно зачесть, но считать егэ по математике адекватным вступительным экзаменам на мехмат или егэ по русскому экзаменом на филфак немного странно.
2) Ещё про соответствие баллов и знаний: например, если школьник А набрал на 25 баллов больше школьника Б, то вывод, что школьник А знает предмет лучше школьника Б, вполне оправдан, а вот если разница результатов, например, 10 (числа взяты почти случайно), то вывод будет уже неверен, так как незначительная потеря баллов может быть вызвана отнюдь не незнанием, а невнимательностью, причём на мой взгляд, чем легче школьнику кажется экзамен, тем зачастую больше невнимательность. Это ещё один довод к тому, что верхушка не разделима.

Теперь про то, почему егэ нельзя сделать идеальным экзаменом, то есть таким, который сможет одновременно отделить неудовлетворительное знание от удовлетворительного и хорошее (за которое можно ставить 5 в аттестат) от очень хорошего (которое нужно для поступления в вуз по специальности предмета).
Посчитаем время, нужное для такого "идеального" экзамена: на тот же егэ или на старую версию выпускного экзамена отводилось 4 часа. У сильного школьника решение и оформление всех задач займёт не менее 2 часов, на стандартные вступительные экзамены даётся опять же примерно 4 часа. Складываем цифры и получаем минимум шестичасовой экзамен, что не очень гуманно проводить в один день. При этом давать вариант на выбор тоже неправильно, ибо получится некорректная ситуация, когда неглупые школьники, переоценившие свои силы, получат нелучшие оценки в аттестат.

Что же получится, если вузы будут брать всех желающих по егэ? Число первокурсников придётся увеличить и аналогом вступительных экзаменов станет первая сессия, где никаких единых стандартов пока никто не обещает, и студенты столкнутся с суровой несправедливой действительностью -- да-да элемент (не)удачи в виде преподавателя-халявщика и его противоположности всегда присутствует. Так вот, из-за перенабора часть студентов отчислят -- и где обещанная гуманность в виде экономии денег на дорогу и всеобщей справедливости? Помимо всего прочего неудачники, переоценившие уровень своих знаний и выбравшие неверный вуз, потеряют ещё и год обучения, а там и военкомат не дремлет. В то время как старая система вступительных экзаменов позволяет выбрать соответствующий вуз ещё летом (так как поступать можно сразу в несколько мест).

Так что плюсы какие-то недальновидные получаются. Впрочем, реформа-то относится к школьному образованию, зачем же ей следить на полгода вперёд.

e!, школа

Previous post Next post
Up