Математик - это машина по переработке кофе в теоремы.
П.Эрдёш
О чём же ещё думать в 3 часа ночи, как не о математике, а если конкретнее о функциональном анализе и о жизни его создателя - Стефана Банаха. Он однажды сказал: "Гуманитарные науки в средней школе важнее математики - математика это острый инструмент, он не для детей..."
О математических посиделках в кофейнях
Проходя летним вечером 1916 года по бульвару, Гуго Штейнгауз услышал разговор, а скорее всего несколько слов; слова «интеграл Лебега», сказанные по-французски, в годы когда само понятие только появилось и узнать про него можно было лишь из немногочисленных статей, были так неожиданны, что он подошёл к скамейке и познакомился с беседующими. О математике говорили Стефан Банах и Отто Никодим. Их объединяла не только математика, но и безнадёжность положения молодых людей в крепости (какой был в то время Краков), неуверенность в завтрашнем дне, отсутствие оплачиваемой работы и потеря контакта не только с заграничными, но даже и с польскими учёными. Такова была краковская атмосфера в 1916 году, но это не мешало им просиживать в кафе и решать задачи в гомоне и толчее - Банах шума не избегал, а даже (неизвестно почему) охотно выбирал столики поближе к оркестру.
В межвоенный период в Шотландской кофейне регулярно собирались львовские математики, представители знаменитой львовской математической школы. Было даже совещание, которое продолжалось 17 часов - его результатом явилось доказательство одной важной теоремы в пространстве Банаха, - но никто его не записал, и на следующий день уже никто не способен был его воспроизвести... вероятно, поверхность столика со следами химического карандаша после этого совещания, как обычно, была вытерта уборщицей кафе. Такая судьба постигла не одну теорему, доказанную Банахом и его учениками. Огромной заслугой г-жи Люции Банаховой, которая ныне покоится на вроцлавском кладбище, было то, что она купила толстую тетрадь в твёрдой обложке и вручила её хозяину шотландского кафе. В тетради на первых страницах записывались вопросы и задачи, с тем чтобы возможные ответы когда-нибудь могли быть вписаны на свободных местах рядом с текстом вопросов. Оригинальная «шотландская книжка» предоставлялась по первому требованию каждому математику, посещавшему кафе, а за решение некоторых предложенных в ней проблем было даже обещано вознаграждение, которое варьировалось от небольшой чернильницы до живого гуся.
(ц)