Mar 07, 2023 10:57
Однажды я решила записывать на диктофон бабулины воспоминания, казалось - записывала так много, а когда дошло до разбора записей выяснилось, что нет ( потом нашла людей на юду, кто мне перевёл в текст наши беседы, а я подредактировала немного и решила выложить в сеть. Итак, разговоры с бабулей, часть первая.
------
- В деревне у нас двадцать семь домов было. Я жила в Белоусово, недалеко Минино, потом Игнатково - это кругом деревни - Баканово, Шуняково, Свозки, бабка вот старая, а все деревни помнить, все дома, все прозвища знаю. Сколько лет прошло..
- Ну назови, двадцать семь должно быть.
- Назвать? Так, с этого края начну: Егоровы, Поярчиха, Похлебкины, Козеенковы, Груша, Благушины, Зайчиха, Морозова и еще Морозова, две семьи было, Дорохины, Татарины, Арбузовы, Корней Павел с сестрой жил. Иван Грушин. Фекла маленькая, потом Долиха. Потом Благушина баба Маша, крестная Даша, Коляскины, Извозчиковы, Фекла, Костюковы, Трусовы, Барынька, Малаловы, Гоздыня. Ну кого-то пропустила, ну да Бог с ними, попробуй-ка вспомни.
- Сколько сейчас народу в деревне живет?
- Ой сейчас народу мало. Раньше много было, колхозы были, как же, вот наша деревня Белоусово , Забелино - это был колхоз «Красный Гудок» , две деревни был колхоз, а Минино - это там уже другой колхоз. Работали за трудодни, один трудодень, два, три, когда один, когда полтора трудодня за день, на какой работе.
- Сажали что- нибудь?
- Ну а как же, сеяли рожь, я же говорила как рожь снопами таскали, сжали, а Гриша был председателем, пошел домой, приходит, а снопов нету, а поле сжали: «Вы что делаете, ептвою мать, меня посодют!». А было строго: за карман зерна по 10 лет давали - «идите, жните!» - через ручей перешли на тую сторону - тут жнуть, а сюда снопы таскали, чтобы снопы и там были и тута. Оооой, было голодно. Как вспомню голодно, оооой. Встаешь утром и ничего нет, есть нечего, и бегишь на поле, какую картошину замороженную с зимы найдешь, там один крахмал. Она ж сама замерзла, вымерзла, один крахмал остался черный, ооой, клевер башки собирали, сушили, толкли и лепешки пекли. Вот помню я комбикорм-то привезла с Москвы, оооой, и чашечку комбикорму прибавишь в это.
- А в войну как?
- А в войну почему-то вот у нас хлеб был, я никак не могу вспомнить, немцы пришли, а у нас хлеб ковригами напеченный лежал, а они этот хлеб и сгребли, одну булку оставили. Сестра говорит: «нас много», а они забрали хлеб и пошли. Ооой, это оглоеды были немцы. Помню сидим у Фёкле, у соседки, приехали на лошади, пошли к нам, и не выходят, нет и нет, я думаю: «Ой, что возьмуть», а было мясо кадушка в сенях закрыто, вижу несут овцу, а ягняток маленьких оставили. Немцы рядом стояли, а к нам ездили воровать, у нас в деревне не стояли, у нас кругом лес, боялися, боялись партизан.
- А у вас был председатель? Они выбирали председателя, немцы-то?
- Да, дядя Коля был старостой, когда пришли наши русские, 10 лет дали за то что он старостой был, как будто он сам стал, а он ничего плохого не делал, наоборот, подсказывал, скажить: «Молодежь, прячьтесь, немцы приедут, в Германию будут набирать молодежь», наоборот, приказывал, чтобы прятались.
- Вернулся потом?
- Он вернулся ненормальный, били наверно там, поехал в Вязьму и спрыгнул с моста вниз. Насмерть разбился. #бабаПаня
#бабаПаня