Наткнулся тут на
комментарий, на который я тогда не нашел способа адекватно ответить. Перечитывая, все же захотел ответить. Тогда у меня не получилось донести свое восприятие, может --- сейчас получится лучше, другими словами? Но ЖЖ сказал, что «пеши ищо, конечно, но покороче, а то для комментария это слишком длинно». Но и короче не получается, все мысли, на мой взгляд, нужны. Пришлось вынести это отдельным постом.
Итак, что же такое для меня лично искусство (и в частности, кино), и почему «Достучаться до небес» лучше, чем «Убить Билла», даже если герои и не очень?
Понимаешь, для меня (чтобы не спорить о терминах --- договоримся, что здесь и далее я только свою личную трактовку озвучиваю) искусство --- это создание новых реальностей. Жизнь человеческая конечна, а еще --- не всякий опыт можно пережить и стоит переживать в жизни, цена этого может быть слишком высока. Но как выносить суждения, хоть как-то осмысливать такие вещи, которых у тебя в жизни не было и, дайте боги и демоны, не будет никогда? Как для себя определить всерьез, примерить на себя, что такое ужас близкой смерти --- своей или близкого существа? Что такое мучительный выбор между предательством себя и всеобщим презрением, и как жить потом с тем и с другим? Что такое постепенная потеря реальности наркоманом? Итд итп.
Для всего этого существует, среди прочего и в первую очередь, искусство. Оно позволяет за очень небольшое время и весьма скромную цену пережить какую-то историю, получить какой-то новый опыт, увидеть жизнь с какой-то новой стороны. В этом и только в этом ценность искусства. Поэтому, когда я смотрю хорошее кино (и именно это для меня --- главное в определении того, хорошее ли оно; и с книгами, театром --- то же самое) --- я не смотрю кино по сути, я наблюдаю какую-то историю из жизни.
Это как будто я шел по улице и вдруг увидел через окно дома напротив, или на противоположной стороне оживленной улице, как что-то происходит. Оно недостаточно близко, чтобы как-то вмешаться в происходящее, если захочется, но оно вот, произошло, здесь и сейчас, и оставило какой-то след. У каждого свой, разумеется. Возможно, я увидел, как родители играют с ребенком, они бесконечно счастливы и им хорошо. Все, я просто увидел и воспринял это, а дальше уже включается моя личность и начинает думать, переживать и интерпретировать эту историю. Может, я загрущу, что у меня такого счастья не было в жизни. Может, наоборот, пойму, что мне такое совершенно не близко и я этого не хочу. Может, вспомню своего ребенка и пойму, что что-то делал не так, когда он был маленький, и на будущее что-то для себя решу. Может, еще как-то иначе восприму. Как бы то ни было, а мой маленький "фильм" состоялся, я увидел его, воспринял, пережил, и это как-то меня обогатило.
Но это была банальная история, такое я мог и просто в жизни увидеть. А если (не дайте боги и демоны) я увидел там, как те же родители счастливо играют с ребенком, подбрасывают его, он смеется, и вдруг один из них поскальзывается и роняет ребенка на край стола, кошмар, второй в ужасе смотрит на это, потом хватает со стола нож и бросается на первого... Не важно, закончим на этом, каждый может дофантазировать сам. Определенно, я не хочу, чтобы в моей жизни такое случилось, и даже с кем-то из моих знакомых. Честно говоря, я бы очень не хотел такое даже через окно чужого дома увидеть... Но в то же время, если всерьез это пережить и задуматься над этим, то очень много вопросов и мыслей возникает, непростых, болезненных, но очень полезных ИМХО для каждого. Вот для этого и нужно искусство.
И возвращаясь теперь к "Достучаться до небес". Я просто увидел историю этих двух людей, попавших в те обстоятельства, переживавших те чувства и эмоции, принимавших те решения, в том числе и глупые, и ошибочные, --- они живые люди, а не супермены на максималках, --- но уж такие как были. Я увидел ее такой, какая она была. Абсолютно не важно, могло ли быть по-другому, и было ли с кем-то другим... Абсолютно не важно, что об этом думает автор сценария, режиссер, актеры и другие зрители. История была такой, какой она была, а как к ней относиться --- это уж мне решать. Я могу пережить ее с героями вместе и понять, что их чувства мне очень близки, но сам бы я поступал совершенно по-другому в тех же обстоятельствах. Могу, собственно, понять, а КАК бы я поступил в каждой из этих ситуаций? Могу попытаться понять, а ПОЧЕМУ они поступили по-другому, так как поступили. Могу попытаться понять, что же могло привести к этому. И все это меня обогатит новым опытом, новыми мыслями, идеями, переживаниями. И значит, это --- прекрасный фильм. По крайней мере, для меня. Для этого совершенно не нужно симпатизировать ни героям ни событиям фильма. Нужно лишь пережить их, не больше и не меньше.
Аналогично когда я смотрел Kill Bill. Представь себе, что ты увидела бы подобное в жизни. Пусть даже вдали, безопасно, тебя не коснется --- но одновременно совсем недалеко, все видно. Какие у тебя бы это чувства и эмоции вызвало? Каждому свое, как водится, но у меня лично никакого сопереживания героям, осмысления их мотивов итд, не возникло бы, только отвращение от зашкаливающего уровня бессмысленного зачастую насилия ради насилия. Так отчего я фильм буду воспринимать иначе?? Только потому, что режиссер этим "что-то хотел мне сказать"? Ну так он --- это он, а я --- это я. И хотел --- так и сказал бы, а вместо этого он показал мне историю про то, как все друг друга мочат почем зря. Ну я и увидел то, что мне показали, извините. Этот фильм для меня --- не искусство, даже близко не лежал. Никакие гениальные режиссерские, операторские и актерские решения этого не изменят.
Леону можно сопереживать и во многом симпатизировать. Узнику замка Иф можно сопереживать, в чем-то симпатизировать, а в чем-то и ужасаться тому, что он творит и к чему это приводит. Героям "Достучаться до небес" тоже можно сопереживать --- и не одобрять их при этом. А вот героям "Убить Билла" невозможно сопереживать (по крайней мере, у меня никак не получается) --- это голый экшен кровь кишки и все такое. В этом и состоит кардинальная разница. ИМХО, разумеется.