В выходные исполнила свою давнюю задумку - сходила на выставку Дега "в пространстве полусвета". (кому интересны детали можете почитать например статью на нгсе -
http://relax.ngs.ru/news/more/206937/)
Выставка небольшая порядка 40 монотипий и еще 20 фотографий Парижа 20х. Причем в этот зал советую идти в первую очередь, чтобы настроиться на время.
К моему беспредельному счастью я попала к самому открытию музея и была единственным человеком в залах (до сих пор с дрожью вспоминаю Дали а также местного экскурсовода). Впрочем к экскурсиям в художественных музеях я питаю давнюю и стойкую неприязнь. главным образом потому что в живописи важно личное восприятие или невосприятие картины, говоря простым языком - зецепило или не зацепило. И порой это может быть грандиозное полотно известнейшего автора которое оставит тебя совершенно равнодушным, а от другой картины ты не можешь уйти, настолько она тебя поражает. В этом отношении очень показательны иностранцы в зале с русскими иконами Третьяковской галереи. Экскурсии же очень смазывают общее впечатление и как раз когда ты хочешь чем то насладиться тебя тащят смотреть на ослика, который всегда смотрит на тебя (Христос и грешница. Худ. Поленов) Бррр. Кстати мне кажется идея личных аудиоплееров при просмотре любых выставок идеальной. Надо отдать должное единственная приличная на мой взгляд экскурсия ао художественному музею была проведена советской интеллегенткой в нном поколении - бабушкой моей школьной подруги.
Но к Дега. П
икантности задает и сама тема выставки, а также манера исполнения. обо всем по порядку.
Здесь надо сделать краткое отступлеение и сказать пару слов о самом творчестве э. Дега, точнее о некоторых его особенностях - 1) стремление к беспристрастному изображению современности, в частности за работы из серией представленных на выставке его даже прозвали "женоненавистником" , 2) любовь к композии, все его произведения не смотря на кажущуюся легкость и быстроту исполнения очень выверенно продуманны.
Вообще несомненная прелесть выставки в том что ты в живую видишь творческую манеру автора. причем сколько я сейчас читаю статей о его творчестве и вспонимаю свое впечатление от увиденного тем больше убеждаюсь в верности почти каждого слова.
Действительно сами работы очень неприглядны в темах изображения - нет там ничего вызывающего жалость или тем более чувство прекрасного. Такой срез из далеко не самой лучшей стороны жизни.
эмоционально же очень мощное воздействие. Сама композиция рисунков построена так, что зритель становится словно бы участником сцены изображенной на картине, а учитывая некоторую нарочитую отстарненность художника - зритель волен сам испытать те эмоции которые считает нужным. В этом отношении рисунки несомненно гениальны. А еще динамика, потрясающая динамика композиций. О, мне кажется в этом вопросе я практически бесконечно могу нахваливать каждую из представленных работ. Знаете словно ты на мгновение оказываешь там внутри рисунка и мимо тебя грохочет колесо кареты, верещат танцовщицы и ты слышишь гул театрального фойе. невероятная передача. ракурсы, светотень. позы, многоплановость.
Если честно на другие выставки я уже не нашла в себе силы пойти, настолько сильно было послевкусие от увиденного.
Советую или нет сходить (выставка будет до 22 января). честно не знаю, боюсь что на впечатление будет очень сильно влиять как личная предубежденность так и восприятие картин. Решайте сами)
и напоследок одна из работ
Э. Дега. Беседа в фойе