Как быть?

Jan 20, 2013 00:54



Вглядываясь в историю нашей страны ловлю себя на жгучем чувстве зависти к русским  людям прошлых веков… Взять даже сложный XV век, междоусобная война, татарские набеги, эпидемии, сразу за Можайском начинается Великое княжество Литовское - могущественный и недружелюбный сосед, за Окой начинается Дикое Поле - огромная степь из которой приходят опустошительные набеги. Но тогда уже все понимали, что Москва с каждым годом набирает силу и собирает все русские княжества под свою руку. Экспансия Московского княжества шла, нарастая с каждым поколением, на восток, на север, на юг и на запад, все дальше и дальше ходили московские полки, все более многочисленные. И было понимание, что народ стоит на правильном пути, надо лишь жить по заветам предков, рожать детей, делать свое дело и жизнь будет становиться лучше, государство сильней и обширней. Все поражения воспринимались лишь как временные трудности, которые, бесспорно, будут решены. Это сознание столетиями сохранялось в русском народе и поддерживало его. Даже пережившие Великую Отечественную войну люди в один голос твердят, что, несмотря на все поражения, ни на минуту не сомневались в конечной победе России.

Есть ли что-то подобное сейчас? Нет. Впереди вместо четкого и ясного пути, лишь черная бездна.

Может это мое сугубо личное интеллигентское переживание, но я порой не знаю, как поступить в элементарной жизненной ситуации. Что я знаю о том, какой должна быть Россия? Что я знаю о том, какими должны быть мы? Что я знаю о том, каким должен быть я? Я знаю, что я ничего не знаю. Годы размышлений о путях страны, чтения книг, изучения истории. Но каждая следующая книга, каждый следующий собеседник не развеивает сомнения, а увеличивает их. Альтернативы становятся все равноценнее и все непривлекательнее.



Стрелка компаса бешено вертится вокруг собственной оси, не понимая, где же посреди всей этой нелепецы находится север, реальна ли сама эта стрелка и ось, на которой она сидит. Или, может, все-таки стрелки нет?

Вглядываясь в русскую историю, можно найти только один схожий период: вторая половина XIII века. Первые десятилетия ордынского ига. Русь, разоренная Батыем и его полководцами, переживала глубочайший шок. Дело было не в материальных и людских потерях, они вполне сопоставимы с потерями в Смуту, дело было в том, что цветущая Русь, чувствовавшая себя сильной настолько, что отдельные ее княжества вели войны с сопредельными государствами и друг с другом, и были ровней европейским королевствам (галицких князей даже короновал папа римский), вдруг была вдребезги разбита ордой презренных варваров, язычников, степняков. Разбита неоднократно, и в поле, и за городскими стенами. Это был момент осознания, что старые рецепты бесполезны против нового врага, момент глубочайшего упадка и разочарования в собственных силах, момент, когда судьба народа висела на волоске.  В целом было ясно, что надо объединять страну, но весь сложившийся уклад жизни, система ценностей не позволяли этого сделать.

Сегодняшняя ситуация напоминает те стародавние времена. Поражение в Холодной войне и крах СССР показали, что советская модель неэффективна. Методы демонтажа коммунистического режима в России привели к образованию духовного вакуума в обществе. Прежние ценности и образ жизни были объявлены ложными, нормальной замены им не предложено. Экономические и политические кризисы и разул преступности, сопровождавшие рыночные реформы 90-х привели к разочарованию населения России в «западных ценностях». Эти настроения выразил Путин, когда в начале своего первого срока провозгласил политику прагматизма.

Пьянство, наркомания, демографический спад, падения нравов, преступность, коррупция - это все явления, связанные с утерей большинством населения своего жизненного уклада и системы ценностей. Старые рецепты в новых условиях не действуют или объявлены неверными, а новые не наработаны. В Советском Союзе было сделано очень много для уничтожения русской идентичности и замены ее на советскую. Но гражданская нация очень тесно связана с государством ее породившим, поэтому развал СССР похоронил и советскую нацию. И, если власти союзных республик пошли по пути создания собственных этнических наций, на базе сохранившегося этнического своеобразия, то в России, вместо реставрации русскости, пошли по советскому пути создания химерической «гражданской нации» - многонационального российского народа.

На Руси, конечно, черепа никогда не мерили, но и по паспорту национальность не определяли. Сколько бы представители пгм-нутой тусы не травили баек, про то, что русскость раньше определялась исключительно православной верой, факты говорят об ином. Уже наличие таких терминов как «выкрест», словосочетаний «крещенный еврей», «крещенный татарин», говорит о том, что народ разделял этическую принадлежность и вероисповедание. После начала Первой Мировой войны на волне антинемецких настроений в России многие немцы на русской службе изменили фамилии (например, генерал Ирман стал Ирмановым), но не веру. И греков, сербов, болгар никто не записывал в русские на основании их православного вероисповедания.

Когда нам ставят в пример европейские гражданские нации, или США, что там политическая нация строится по принципу этническая нация плюс. Немцы как гражданская нация представляют собой этнических немцев и иммигрантов с немецкими паспортами в различной стадии интеграции. Американцы это конгломерат этнических общин и американизировавшихся иммигрантов, собранных вокруг WASP-ов (белых англо-саксонских протестантов). При этом правовые и политические системы западных стран выстроены на базе ценностей и культур этнических наций. Но даже это не избавляет развитые страны от многочисленных проблем с демографией, межнациональными отношениями, умонастроением народа.

Но вокруг кого можно построить гражданскую нацию в России? Русский народ, растерявший за время советской власти почти все национальное не способен стать стержнем новой общности. Прочие народы, к счастью, слишком малы. Первой задачей новой России должна была бы стать реконструкция русской нации. Вместо этого, народ сначала был предоставлен сам себе, теперь власть делает попытку реконструировать советскую нацию в уменьшенном масштабе. Причем, если советская нация создавалась вокруг идеи построения коммунизма - «самого передового общественного строя на Земле», - то российскую нацию можно сплотить только вокруг идеи распила бабла.

Ситуация усугубляется тем, что тоталитарность советского строя, навязанный русским этатизм (застарелая русская болезнь, начиная с Петра I), огосударствленная экономика привели к полному сращению государственных, политических, экономических и общественных институтов, в итоге крах одной политической модели разрушил государство, экономику, общество, быт и весь жизненный уклад народа. Нация, лишенная собственных общественных институтов, культуры самоорганизации и самоуправления оказалась в 90-е годы перед сложнейшей задачей создания себя заново. Причем в условиях экономического и демографического кризисов. Неудивительно, что задача эта, без государственного участия решается медленно и со скрипом, а русский народ прибывает в состоянии потерянности и депрессии.

Тогда в 14 веке итогом кризиса стало осознание необходимости объединения русских земель как национальной задачи, которой должно быть подчинено абсолютно все. «Россия превыше всего», - неозвученный лозунг тех лет.  Московский княжеский дом, сделавший эту задачу своей семейной целью, автоматически стал лидером нации. Сопротивление подчинению власти Москвы в русских княжествах носило верхушечный характер, простой народ, зачастую, наоборот, приветствовал объединение. Даже вольнолюбивые Новгород и Псков довольно легко подчинились московскому князю. Главной идеей складывающейся великорусской нации стало ограничение личных свобод ради достижения свободы национальной. Потом цари попытались переосмыслить это в некую исконность своей власти, но реально Московский княжеский дом был призван в антикризисные управляющие всероссийского масштаба. И боярские заговоры XVI века, и последовавшая Смута - свидетельство как раз того, что знать, а затем и народ, вспомнили, что личные свободы были ограничены временно и тиранию никто не разрешал. При первых Романовых Россия живет фактически как конституционная монархия: царь при вступлении на пост подписывает с народом договор, все важные вопросы решает Земский Собор.

Что же мы видим теперь?

Сейчас очень заметен стал процесс разделения людей на высокую и низкую культуры. Люди низкой культуры, культуры позднесоветского пролетариата, живут по принципу бутылка - работа - бутылка. Те, кто по-богаче сидят на наркоте. Те, кто по-глупее - в тюрьме. Люди этой культуры живут инстинктами и желаниями, не заботясь ни об окружающих, ни о своей семье, ни о народе, ни о собственном завтрашнем дне и своих потомках. Этих людей становится все меньше, они сами себя убивают.

Люди высокой культуры, культуры разума, ведут европейский образ жизни: заботятся о своем здоровье, карьере, положении в обществе, занимаются саморазвитием. Они ответственны, для них важна их семья, их дети, интересы всего народа. Они расчетливы, они думают о завтрашнем дне. Уже это многих из них делает националистами.

К счастью сейчас среди нового поколения все больше вижу людей второго типа.

Но они лишь сырой материал. Они не имеют, как правило, четких понятий о мире, о политике, о нации. Да, они европейцы! И так же как современные Европейцы они осознают бесцельность своего существования. Они лишь успешные особи в обществе потребления. Они также не знают куда идти и ищут путь.

Почему?

Потому что современный либерализм поставил во главу угла индидуума, отдельного человека. Не просто человека, но человека освобожденного ото всех «пережитков» и «предрассудков». Посмотрите, куда метит современная культура. Слом всех границ, слом всех социальных объектов. Ее лозунг: «не важно, кто он, лишь бы он человек был хороший». Нам пытаются доказать, что все различия между людьми несущественны. Но ведь, различия, в цвете кожи, например, разделяя человечество, объединяют расы внутри себя. В основе любого объединения людей лежит отделение своих от чужих. Нету разделения, нету и объединения, а значит, нет и социального организма, есть лишь множество абсолютно свободных индивидуумов.

Что такое абсолютная свобода? Представьте себе корабль в бесконечном океане - он абсолютно свободен, ни одна скала не сковывает его свободу передвижения. Но в то же время, и плыть ему некуда. Старая истина гласит: цель всегда находится за пределами деятельности. Человек пьет, чтобы напиться и идет, чтобы идти. Это просто и понятно любому. А теперь представьте, что Ваша утренняя поездка на работу или учебу это и есть Ваша жизнь, когда Вы доедете, Вы умрете. Поездка сразу станет для Вас бесцельной. Вам захочется сделать ее как можно более приятной и запоминающейся. Вероятно, по дороге вы напьетесь, купите кучу ненужных вам вещей, займетесь сексом с первой, согласившейся на это, девушкой (она согласиться, ее жизнь ведь тоже лишь одна поездка), подеретесь с кем-то, примите наркотики… Понимаете, откуда берется общество потребления? Люди без цели в жизни? Люди пытаются найти цель жизни в самой жизни, и поэтому она кажется им бессмысленной. Поэтому они и существуют по принципу «один раз живем» и «бери от жизни все».

Где выход? Надо подняться над своей личностью. Надо стать сверхличностью и осознать, что Вы лишь маленькая часть великого целого, имя которому нация. Вы лишь часть другого большого целого - Вашего рода. Вы - звено в цепи, маленький, но важный, мостик между Вашими предками и Вашими потомками (жизнь которых целиком зависит от вас, к слову, и если Вы, не дай Бог, словите бесплодие, Вы убьете тысячи, а может и миллионы людей, которые просто не родятся). Теперь становится ясно видна цель Вашей жизни - сохранять и развивать свой род и свой народ. Если Вы осознали это, то сделали первый шаг, чтобы стать частью нации. Теперь Вы видите не только свои личные интересы, но и интересы всей нации.

Важно понять, что нация и народ это разные вещи. Пока представители народа не начали мыслить категориями национальных интересов, бесполезно на них рассчитывать, а, следовательно, и бесполезно делать, что либо для них. Сначала надо инициировать их, пробудить в них национальное самосознание, потому уже можно с ними делать какие-то дела. Ошибка националистов в том и состоит, что они говорят народу, которого интересуют свои мелкие проблемки, о проблемах нации. Помните: мы для людей то же, что и оборотни - пока не укусим, они не одни из нас.

Что делать дальше? Собираться в свои национальные клубы-общины. Закрытые с четко разработанными правилами поведения. Никаких исключений и никакой жалости. Чтобы на каждого члена общины можно было положиться, что не подведет и помощь окажет. Что не будет нанимать на работу таджиков, что не жениться на неарийке, что не украдет и не обманет своих. Раз государство не хочет создавать русскую нацию, это должны сделать мы сами, через сеть таких закрытых клубов. Раз государство не хочет допускать нас до власти, мы создадим свое государство в государстве, и очень скоро окажется, что только оно людям и нужно.

национализм, политика

Previous post Next post
Up