<<Нефть подешевела на 26 процентов, а бензин в России подорожал на 2 процента
Бензин сегодня дешевеет почти повсеместно. И неудивительно - ведь нефть за последний квартал стала дешевле почти на четверть. И только в России топливо не дешевеет, а дорожает. За те же три месяца в среднем по стране цены на автомобильный бензин поднялись почти на 2%. Похоже, что соглашения о предвыборном замораживании цен фактически лишили чиновников возможности влиять на ценовую политику компаний в промежутках между выборами.
В конце июня розничные цены на бензин в США упали до самого низкого уровня за пять месяцев. Причина падения цен очевидна: с марта по июнь мировые цены на нефть снизились почти на четверть. Точнее, нефть марки Brent подешевела со 124 долл. за баррель на начало апреля 2012 года до 91 долл. на последние дни июня.
Это значит, что за второй квартал мировые цены на нефть снизились почти на 27%. Оперативных данных о контрактных ценах российской марки Urals пока нет, но можно не сомневаться, что и она подешевела примерно на четверть.
Между тем, по данным Росстата, никакой тенденции снижения цен на нефтепродукты в России не наблюдается. Напротив, с середины марта по конец июня автомобильный бензин в стране в среднем даже подорожал - на 2,2%. Цены на дизельное топливо за это время не снизились ни на копейку. А бензин марки АИ-95 стал дороже на 2,4%.
К чудесами отечественного ценообразования ТЭКе сегодня имеют отношение сразу несколько структур: Министерство энергетики, Федеральная антимонопольная служба (ФАС), Минпромторг, а также две комиссии: правительственная под руководством вице-премьера Аркадия Дворковича и президентская комиссия по ТЭК Путина-Сечина. Глава Минэнерго Александр Новак неделю назад подтвердил, что комиссия Дворковича по ТЭКу при правительстве будет работать, несмотря на аналогичную комиссию Путина-Сечина. "Думаю, мы найдем правильные решения вопросов, которые будут обсуждаться на комиссиях. Мне кажется, у нас столько вопросов, которые требуют решения и согласования, что нам достаточно будет работы на двух комиссиях", - цитирует Интерфакс Александра Новака.
Дел у чиновников действительно хватает. Так, ФАС в конце прошлой недели объявила, что ее руководство отправилось в Австрию - обменяться опытом регулирования рынков нефтепродуктов. Замглавы ФАС Анатолий Голомолзин в прошлую пятницу рассказал жителям столицы Австрийской Республики о "методологии определения продуктовых и географических границ оптовых и розничных рынков нефтепродуктов".
Интерес чиновников к международному обмену опытом российские предприниматели объясняют по-своему.
"После предвыборного ручного регулирования цен власти естественно ослабили контроль", - говорят предприниматели. "Накануне выборов нефтяные компании испытывали давление со стороны государства, которое фактически запрещало повышать внутренние цены на топливо. Да и сегодня от нефтяников требуют выполнять планы по инвестициям и модернизации нефтепереработки. Поэтому компании и стараются работать на внутреннем рынке с максимальной прибылью", - говорит президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. Механизмы рыночного ценообразования, по его словам, сегодня работают в стране даже хуже, чем до президентских и парламентских выборов. Перед выборами оптовые поставщики бензина на Сахалин, в Кемерово или на Алтай работали с убытком для поддержания низких розничных цен.
"Когда нефть на мировых рынках дорожает, то цены на бензин в России также ползут вверх. Но когда мировые цены на нефть снижаются, бензин в России снова дорожает. Причина этого - хронические недостатки внутреннего рынка, на котором сохраняется монополизм, а также особенности налогообложения отрасли", - отмечает директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. К сохранению высоких оптовых цен на топливо подталкивает и высокий налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), который снижается лишь через несколько месяцев после начала падения мировых цен на нефть. Кроме того, нефтяные компании научились убеждать власти, что разработка новых месторождений требует все больших вложений, источником которых и должен быть внутренний рынок, говорит Николаев. >>
Регулирование топливного рынка в России, пожалуй, одна из самых абсурдных систем. Сначала нефтяники покупают лицензию на разработку месторождения, потом с добытой нефти уплачивают НДПИ (налог с добычи полезных ископаемых). НДПИ это, по сути, те самые роялти за пользование «народными недрами», за которые так ратуют левые и кое-то из националистов, не зная, что сей налог давно уже существует. После этого нефть перерабатывается в нефтепродукты, которые при продаже облагаются акцизами и НДС. В случае экспорта нефти, НДС не платится (вернее сначала платится, а потом возвращается поставщику), зато уплачивается экспортная пошлина. С полученной в итоге прибыли производители уплачивают налог на прибыль. Все перечисленные налоги, кроме налога на прибыль, прямо закладываются в цену конечных нефтепродуктов, увеличивая ее.
Вы уже поняли, в чем соль? Налог за «присвоение народных недр» злыми буржуями сам народ и платит, покупая… покупая все, что угодно, поскольку продукты в ближайшей магазин тоже привозят автотранспортом и расходы на горючее заложены в себестоимость даже пачки масла. Другой интересный момент состоит в том, что НДПИ привязан к мировым ценам на нефть, т.е. рост цены на черное золото, осыпая золотым дождем российский бюджет, одновременно вызывает рост цен на все продукты.
Но на этом чудеса не кончаются. Государство договаривается о предвыборном моратории на рост цен на бензин, вводит скидку на топливо для сельхозпроизводителей. Т.е. одной рукой цену на горюче-смазочные материалы повышает, другой - понижает.
Куда проще и логичней в принципе отменить НДПИ и НДС на нефть и нефтепродукты, оставив только акцизы, а выпадающие доходы бюджета компенсировать за счет увеличения экспортных пошлин (причем они должны рассчитываться так, чтобы делать экспорт менее выгодным, чем внутреннюю торговлю), также можно ввести особую ставку налога на прибыль для нефтяных компаний. Конечно, полностью утраченные доходы бюджета это бы не покрыло, но и они были бы вскоре компенсированы за счет оживления всей экономики страны, а значит, роста поступлений по прочим налогам. Низкие цены на бензин сразу вызвали бы рост конкурентоспособности российских товаров, снижение всех цен на внутреннем рынке, рост уровня жизни россиян. Снизились бы и цены на проезд на транспорте, что для страны с такой протяженной территорией как Россия жизненно важно. Ничто так не способствует сохранению территориальной целостности страны как дешевый и доступный транспорт и, напротив, высокие цены на топливо способны возвести невидимые стены между регионами, превратив их в замкнутые микрогосударства.
Почему же государство предпочитает пользоваться сложной и запутанной схемой с кучей налогов и сборов, договоренностями, льготами, возвратом НДС по экспортируемой нефти? Помимо желания пополнить бюджет, тут играет роль желание чиновников оседлать денежные потоки. Ведь если убрать налоги и снизить цены население получит выгоду напрямую, а если собрать налоги, а потом потратить их на нужды населения, то на длинном пути к населению к финансовым каналам можно пристроить множество ответвлений, по которым денежки побегут в карманы чиновников. Стоит ли удивляется, что число чиновной братии, несмотря на все реформы и заявления наших правителей только растет?
Что нужно России? Меньше налогов и меньше чиновников!