"Гетсби", снятый в 1974 году, пронизан утренним неярким светом. Кадры как будто припыленные, тона спокойные, неяркие. В варианте 2013 года - яркое вечернее освещение и буйство красок.
Дейзи в старой экранизации хрупкая, утонченная, парящая. Возникает ощущение, что она вот-вот растает или улетит. И это именно она соблазняет Гетсби. А в последнем варианте фильма уже нет хрупкости(брови, нос, губы немного тяжеловесные), Дейзи земная
В самых первых кадрах фильма (1974 г.) показаны аккуратно разложенные туалетные принадлежности, и ты уже настраиваешься на то, что хозяин дома будет им соответствовать, идет отсылка к образу аристократа. И действительно, Гетсби в этой экранизации утонченный, аристократичный.
Гетсби 1974.
В 2013 году Гетсби - это целеустремленный мужчина, добивающийся своих целей.
В Гетсби 1974 г. муж показан неотессанным и грубоватым. В сцене, где герои сидят на природе за столом, это особенно заметно - он не из этой утонченной обстановки.
А в Гетсби 2013 муж уже агрессивный бескомпромиссный самец. Все движения сковываются и ты немеешь перед его напором.
И, для сравнения, любовница мужа - Миртол. В 1974 году это извивающаяся, чувственная любовница, а в 2013 - сексуальная агрессия.
Миртол 1974:
Миртол 2013:
Скромная вечеринка у Гетсби 1974:
Роскошная вечеринка у Гетсби 2013 с элементами цирка:
Все вышеперечисленное наталкивает на мысль о стилистике романтизма с элементами рококо (ведь именно Дейзи соблазняет Гетсби) в экранизации 1974 года. Гетсби показан романтиком, идущим за своей целью, не забывающим про отца и понимающим, что Дейзи нужны только деньги. Фильм 2013 года напоминает барочную стилистику, там кадр снят то сверху, то снизу, то сбоку, то он медленно скользит, то вдруг ускоряется и взлетает. Иногда даже появляется чувство преувеличения: вечеринки у Гетсби чрезмерно богатые, квартира любовницы вся алая, готовая разорваться от происходящих там страстей. Это и театральное появление мокрого Гетсби перед Дейзи... Нет того размеренного течения жизни как в экранизации 1974 года. И в варианте 2013 года ребенок появляется только в самом конце фильма, потому что его появление раньше было бы неуместно в этой стилистике. И Гетсби показан целеустремленным молодым человеком, стремительно идущим к своей цели и не замечающим, что "его" Дейзи осталась далеко в прошлом. Он видит только цель.
Очень хорошо помню чувство жалости к Гетсби в варианте 1974 года, потому что там умер мечтатель.