Mar 16, 2020 15:12
Теория заговора ? Или кто виноват.
Так кто же виноват, секретные лаборатории, китайцы, которые ели чебурашек, панголинов или летучих мышей? Почему наш вид становится таким уязвимым перед угрозой этих мелких убийц?
Эта гонка вооружений против микромира началась с появления вируса иммунодефицита, Эболы в западной Африке и с появлением болезни Зика в Америке. Большинство этих инфекций пришли к нам от животных, некоторые даже от одомашненных животных, но большинство, все-таки от диких.
Значит виноваты дикие животные? Или нет? Эти дикие животные эволюционировали со своими паразитами миллионы лет, паразиту не выгодно убивать своего хозяина, это не хищники, паразиту выгодно жить долго и счастливо, получая от хозяина кров, защиту и еду. То есть они сосуществуют. В некоторой экосистеме, со своими законами и связями.
И вот когда человек вмешивается в это мирное сосуществование изменением структуры экосистем, тут-то и начинается чехарда. Мы изымаем земли, мы вырубаем леса, мы даем доступ к нашему нежному телу чужому паразиту.
Как это произошло с Эболой. Резервуар этого вируса находится в летучих мышах, которые обитали себе спокойно в лесах центральной и западной Африки. Эти леса подвергаются вырубке уже несколько десятилетий. Мыши вынуждены перемещаться на редкие деревья парков и садов в населенных пунктах. Достаточно сложить урожай яблок в сарай, где спят летучие мыши, их экскременты или слюна попадает на фрукты, дальше сценарий понятен. Это называется перейти видовой барьер для паразита. При том вирус был под контролем иммунитета мыши, они вместе уже тысячи лет, а вот наша иммунная система такого никогда не встречала, отсюда эта ужасная летальность у нашего вида.
Инфекции переносимые комаром могут быть рассмотрены точно с такой же точки зрения: вырубка леса, исчезает лесная подстилка, травы, корни, которые удерживали почву. Дождевая вода накапливается в на голом субстрате, не впитываясь в почву, как раньше, получите прекрасные прогретые инкубаторы для личинок комара. Привет малярия. Спасибо Билл Гейтс за денюшку на вакцину.
Идем дальше, вирусная лихорадка западного Нила. Переносится перелетными птицами. За последние 50 лет численность орнитофауны уменьшилась на 25%. Но не все виды птиц были затронуты. Виды-специалисты, такие как пастушковые (водяная курочка) или дятлы исчезают с более высокой скоростью, чем виды с широкой экологической нишей, такие как сороки и вороны, которые будут к тому же занимать пустующую нишу. И конечно же мы понимаем, что именно вторая группа является вектором для переноса этой лихорадки. И мало того, эти птицы переносят вирус в популяции домашней птицы, а с этого момента укус комара и перенос паразита человеку это вопрос времени.
Переходим к клещам. Вырубка леса на северо-востоке Штатов и застройка этих земель привело к снижению численности опоссума, который регулировал численность клещей в этой зоне. Среди заболеваний, переносимых клещами - боррелиоз, который шагает по планете семимильными шагами. А появился он всего лишь в 1975 году. Не так давно…
За эти годы мы обнаружили 7 новых паразитов, которые передаются через укус клеща.
Но не только вырубка леса влияет на появление новых видов заболеваний человека. Чтобы прокормить нашу все растущую популяцию, человек занимает все более гигантские площади под разведение крупного рогатого скота и птицы. Если сложить все площади, которые отведены под это дело получится африканский континент. Наши колбаски и котлетки. Уже такое скученное разведение животных это благодатное поле для передачи всех видов паразитов. Отсюда появился птичий грипп. Почему такой агрессивный? Потому что за короткое время ему предоставили полно организмов - такое широкое поле для мутаций и развитию устойчивости против иммунных систем позвоночных животных.
Идем дальше, фекальные массы которые поступают с этих огромных животноводческих площадей превышают все мыслимые возможности их использования в сельском хозяйстве. В местах, где их складируют идет интенсивное выведение агрессивного штамма Escherichia coli. Бактерия, которая обычно безвредна превращается путем каскада мутаций в монстра-убийцу. Привет испанские огурчики.
Начиная с Неолита человек начал бороться с природой. Но животные нам подарили симпатичные корь и туберкулез, спасибо коровки, за коклюш спасибо ниф-ниф и наф-наф, грипп - привет серая шейка.
Пока мы не поймем, наконец, что наше здоровье оно общее со всеми соседями по планете, что мы все завязаны в сеть биосферы, то будем получать откат все более и более впечатляющий. Пока мы не поймем, что нужно давать деньги на фундаментальную науку, что экологи это в том числе и наше здоровье, только выше по течению, а не когда уже нужна искусственная вентиляция легких.
А до тех пор мы будем удивляться, откуда берутся наводнения, все более и более сильные? А почему горят леса, Карл? А что это за тропические ливни вне сезона?? А так ничего, ждем девятый вал, считаем волны.
Дедушка Вернадский и его утопическая надежда на человечество - Ноосфера, полный провал. Одна бедная Грета бьется в информационном поле ноосферы и пара гринписовцев. Остальные каждый на своем уровне вкапывает либо пластиковую бутылку в гумус, либо пару вагонов радиоактивных отходов в соседнюю страну.
Таня Балюк
Очень свободный перевод статьи Экология против пандемий,
Дипломатический Мир, март 2020 года.