Су йок - «воды нет» - первые понятные мне слова на турецком языке.
Они сопровождали меня все первые поездки в Турцию.
Если вы помните, я изначально попала в эту страну не как туристка, а как будущий член семьи. Поэтому сразу познакомилась с непростым (на тот момент) стамбульским бытом. А это - практически отсутствие воды в кране, отсутствие мусорных баков на улицах (а значит, складирование всего мусора у подъездов, чтобы приезжающая 2 раза в неделю машина его забрала), ну и до кучи отключение электричества при сильном дожде и особенно снегопаде, т.е. именно тогда, когда мегаполису, в котором не существует центрального отопления, так необходим обогрев.
Вода обычно текла из-под крана тонюсенькой, практически миллиметровой струйкой, периодически пропадая вовсе. Принять душ с таким напором представлялось мало возможным. При этом самое ужасное время дефицита воды в Стамбуле я уже не застала - раньше было еще хуже. Муж и свекровь рассказывали, как в их районе однажды не было воды 33(!) дня. Люди ходили за водой к старым уличным колодцам-чешме, благо, что они тогда работали. С той поры и до нынешнего времени в нашей семье сохранилась привычка - держать запас воды в доме. Чтобы хотя бы была возможность помыть руки и воспользоваться туалетом.
Ситуация начала меняться в лучшую сторону, когда мэром Стамбула стал Эрдоган. На нашу улицу пригнали оборудование и стали менять трубы. Это было уже при мне. Вы не поверите - в старую водопроводную трубу нельзя было протолкнуть даже карандаш - до такой степени они изнутри «заросли», а часть труб вообще была еще керамическими, чуть ли не со времен Византии. Стала решаться проблема с вывозом мусора; не сразу, но перестало отключаться электричество, когда на улице снег и минусовая температура... И многое-многое другое, в том числе и очищение Золотого Рога, в котором к тому моменту уже почти исчезла вся рыба, равно как и строительство мусороперерабатывающих заводов и развитие новых районов Стамбула на месте бывших свалок. Так появились, например, районы Халкалы и Умрание...
Вообще я считаю, что в истории современного Стамбула было 3 успешных мэра, что-то сделавших для развития города. Бедреттин Далан, занимавшийся подземными коммуникациями, Эрдоган, начавший решать бытовые проблемы стамбульцев, и Кадир Топбаш, развивший транспортную систему и превративший Город в благоухающий сад с его фестивалями тюльпанов и цветущими деревьями. Как москвичи выделяют Москву, допустим, Лужкова или Собянина, так и в Стамбуле точно так же можно выделить тех или иных людей во главе муниципалитета, при которых город что-то потерял или приобрел. Поэтому и исчезновение каких-либо исторических памятников (боль многих) - оно, в первую очередь, на совести того или иного муниципального руководства, которое принимало подобные решения. Так в свое время, например, исчез религиозный комплекс Хекимоглу Али Паши, территорию которого тогдашняя мэрия решила отдать под застройку. И многое-многое другое. И пусть мне и многим другим не нравится, как сейчас зачастую реставрируют или восстанавливают с нуля некоторые объекты - важно уже хотя бы то, что это делают. Как и то, что эти действия координируются с министерством культуры.
Вы спросите, чего это я ударилась в подобные воспоминания и дифирамбы. А у нас просто на днях воду отключали более чем на сутки, чего уже давно не было. Сначала прислали уведомление, что не будет воды с 11 утра до полуночи, а по факту она пошла в 15 часов следующего дня, причем никаких других уведомлений о продлении работ не последовало. Как-то все это воскресило в памяти Стамбул 90-х. Благо, что по старой привычке мы так и держим большую флягу воды про запас. И ладно, если бы это был один частный случай. Я, например, не понимаю, почему на отрезке между двумя параллельными улицами длиной менее чем в 500 м те же водопроводные трубы не могут сменить уже в течение последних как минимум 6 месяцев, и весь транспорт вынужден все это время ездить по встречной полосе. Не понимаю, почему вместо церемонии закладки фундамента водоочистного сооружения проводится церемония НЕзакладки фундамента (я не шучу), в результате чего Мраморное море вместе с прилегающими к нему водными артериями уже который год подряд покрывается слизью. И не понимаю, почему люди так и продолжают голосовать за тех же людей, которые с предыдущего раза так и не решили насущных проблем ввереного им города.
Я нахожу только одно объяснение: у людей плохая память. И большая вера в популистские лозунги о том, что все будет хорошо. А у меня память хорошая. И в лозунги я не верю.