И снова мы в павильоне Абдулмеджида-эфенди, на этот раз на выставке, посвященной исторической стамбульской женской моде. Она проходила с октября до 17 марта, и успели мы на нее в предпоследний день.
Выставка называлась Maziden Atiye Zarafet /Elegance from Past to Future, и рассказывала она об одежде турецких женщин - жительниц Стамбула в период конца Османской империи и первых лет Республики.
Выставка была достаточно камерная и при этом очень насыщенная. И это был на самом деле как праздник моды и элегантности ушедших времен, восхищающий, а для кого-то, возможно, и ломающий представления о турецких женщинах тех лет. Платья того времени - настоящие произведения искусства, к тому же часть из них принадлежала известным женщинам своей эпохи.
Открывал выставку подиум с османскими свадебными нарядами. Я, признаться, абсолютно равнодушный к ним человек, но тут просто не могла оторваться.
Небольшое видео:
Click to view
Это тот самый случай, когда хочется впитать все своими собственными глазами, а не через фотоаппарат, поэтому часть коллекции я даже не сфотографировала, иначе пришлось бы щелкать фотиком непрерывно, снимая отдельно каждую деталь.
Самое пышное платье здесь принадлежало не кому-нибудь, а Шехсувар башкадын-эфенди - главной жене самого халифа Абдул-Меджида. Дородная дама была.
По-видимому, Абдул-Меджид искренне любил свою жену, т.к. сам обучил ее в гареме, а еще часто рисовал ее портреты. Если вы были в Художественном музее при дворце Долмабахче, то, наверняка, могли видеть там некоторые из них.
Портрет Шехсувар башкадын-эфенди кисти Абдул-Меджида, Художественный музей, фото на телефон
Еще одна картина халифа Абдул-Меджида "Бетховен в гареме", изображающая Шехсувар башкадын-эфенди за скрипкой. На стене за ней висит полотно кисти Айвазовского (источник: Википедия)
Городская уличная мода того времени предполагала для турчанок ношение накидки-ферадже и головной убор «яшмак» из прозрачного шелка или закрывающий голову и верхнюю часть туловища чаршаф ярких расцветок.
Стамбульские женщины на прогулке. Картина Османа Хамди Бея.
Ферадже оранжевого цвета - подарок дочери Абдул-Меджида Мюнире-султан старшей сестре Лейлы Саз - Адвие-ханым.
А когда уличная накидка снималась, под ней обнаруживалось европейское платье по моде того времени. Знатные турчанки могли позволить себе дорогой шелковый наряд известных стамбульских и парижских кутюрье.
Надпись на этикетке этого платья гласит: Mademoiselle E.Maliatte, 46 Paris, Caire. Оно было подарено принцессой Зейнеб, дочерью египетского хедива Кавалалы Мехмед Али Паши некоей Небие Мечкоглу.
Два наряда, принадлежавших Зейнеп-ханым, жене придворного врача Абдул-Хамида II Назыма Шерафетдина. Надпись на этикетке: Mme N.Galatis Robe et Confection Pera Constantinople.
На фоне всего этого великолепия крайне скромным смотрится придворное платье одной из самых известных женщин-композиторов и поэтесс османского времени Лейли Саз, детство которой прошло при гареме.
Лейла Саз, 1850-1936
Лейла Саз писала классическую турецкую музыку, давайте послушаем, прежде чем идти дальше:
Click to view
Продолжение следует...