Открылась Casa Botter

May 11, 2023 15:08



В Стамбуле на Истикляле после реставрации открылось одно из самых интересных зданий - Casa Botter, или Botter Apartmanı - Апартаменты Боттера, как его еще называют.

Здание это примечательно сразу по нескольким причинам.

Прежде всего это самый первый Дом моды, открывшийся в Стамбуле (я об этом уже немного упоминала вот здесь).

А во-вторых, это еще и самое первое здание в стиле ар-нуво, появившееся в этом городе. И произошло это в 1900 г.

Жан Боттер - выходец из Голландии являлся придворным портным султана Абдул-Хамида II. Пошив со всей тщательностью и аккуратностью несколько костюмов для дворца, он быстро завоевал расположение султана, который во многом благоволил ему и щедро оплачивал его услуги не только как портного, но и как модельера.



Жан Боттер

С Жаном Боттером связано появление и распространение в Турции белого свадебного платья, сшитого им первоначально для дочери султана Наиме в 1898 г. До этого свадебный наряд в Турции традиционно был красного цвета. Вслед за Наиме-султан эту моду подхватили и другие стамбульские девицы на выданье. Обшиваться у портного самого султана было статусно и престижно, поэтому Жан Боттер испросил разрешение у Абдул-Хамида на строительство модного дома, который мог бы обслуживать и других его клиентов.



Наиме-султан в свадебном наряде

Султан же не только подарил для этого Жану Боттеру участок земли в популярном и очень европейском квартале Пера, но и «поделился» своим придворным архитектором - итальянцем Раймондо д’Аронко, одним из известнейших людей своей профессии, работавшим в Стамбуле и автором многих интересных архитектурных объектов в этом городе. Здание, спроектированное им для Жана Боттера, положило начало новой эпохе в строительстве - как уже было сказано, это было первое здание в стиле ар-нуво в Стамбуле.



Раймондо д’Аронко



Апартаменты Боттера на старинном изображении

Casa Botter было спроектировано 7-этажным (включая подвальное помещение) и имело 2 входа. В левой части здания на первом этаже располагался непосредственно сам Дом моды, справа находился отдельный вход в находившееся на 2-ом этаже ателье, где работал Боттер, а этажи выше были отведены под жилые помещения, где в зимнее время проживал сам портной со своим семейством.



Этот вход был богато декорирован резьбой по мрамору в виде столь любимых в Турции роз.



Кстати, весь дизайн украшающих фасад элементов был придуман самим Раймондо д’Аронко.





После реставрации апартаменты Боттера открылись как центр культуры и дизайна, и сейчас в нем проводится выставка.

Реставрация завершена еще не полностью, но на 2-й этаж здания с его импозантным балкончиком, где когда-то работал месье Боттер, можно зайти и осмотреть помещения.

Casa Botter было первым зданием в Стамбуле со стальной конструкцией и вторым после отеля Пера Палас, оснащенным лифтом.





Лифт на данный момент не работает, поэтому подниматься мы будем наверх по винтовой лестнице, что тоже неплохо. Потому что мы можем полюбоваться витражами лестничных окон, которые перекликаются с отделкой над входом в эту часть здания.





На 2-ом этаже нас встречают бюсты самих Жана Боттера и Раймондо д’Аронко, выполненные современными художниками Тюркером Акманом и Дениз Йылмаз Акман. С их работами я уже немного знакомила своих читателей раньше, показывая одно из соседних зданий - Метрохан.





Еще одна скульптура этого же авторства внутри.



Сейчас бывшее рабочее место Жана Боттера оформлено как офисное помещение, где можно посидеть и полистать собранные здесь книги на разную тематику.





Мне очень приглянулись две из них, и какое-то время я даже разрывалась между желанием полистать их подольше и выйти на тот самый симпатичный балкончик.

Первая - это Ликийский дневник 1892 г. фотографа Эрнста Крикла.





А вторая - книга, рассказывающая о босфорской вилле графа Остророга, что принадлежит сейчас семье Рахми Коча. Целый фолиант с цветными вкладками с изображением интерьеров, сохранившихся еще со времен графа и историей, рассказывающей о судьбе виллы, самого Леона Остророга и многих других личностей, с которыми так или иначе связала его жизнь.







Фотография Дюррюшехвар,  дочери халифа Абдул-Меджида, подаренная им польскому графу.



Подобную толстую книгу, как я уже говорила раньше, можно написать о многих зданиях Стамбула и вилл по берегам Босфора, потому что ниточки от этих мест и их обитателей тянутся во все стороны и связаны со многими известными историческими событиями, о которых мы зачастую и не догадываемся, что имеют они свое начало здесь, в городе на двух континентах. Написана она и о Casa Botter - ей посвящен целый роман одной современной турецкой писательницы.

Ну а после такого лирического отступления выйдем все же на не менее лирический балкончик.



Внизу шумит людный Истикляль, и ностальгический трамвайчик вот-вот отправится в свое коротенькое путешествие до площади Таксим.



Очень интересна художественная ковка, из которой выполнены фигурные элементы балкона. Металлические цветы, как живые, обвивают балконные опоры и рвутся ввысь.







А если мы посмотрим на проем балконной двери, то увидим там все те же розы.



Соседнее здание также несет на себе элементы ар-нуво.



Трамвайчик тем временем, прозвенев, наконец отправляется в путь по Истиклялю, и на его запятках можно увидеть не только, как когда-то, маленьких пацанят, но и вполне себе взрослых юношей.



С сожалением уходим с балкончика, чтобы продолжить знакомство с апартаментами.



На этом же этаже можно заглянуть и в некоторые другие помещения, а коридор превратили в подобие картинной галереи с работами разных авторов.







В другую половину здания, где располагался модный салон, можно войти не только со стороны улицы, но и через небольшой неприметный проход между частями здания, которым мы и воспользовались.

Сейчас здесь тоже проходит выставка и достаточно многолюдно.











"Я увидел тебя во сне"

Многолюдно здесь было и в те времена, когда Casa Botter была модным домом. Жители Стамбула буквально выстраивались в очередь перед входом, чтобы попасть внутрь и заказать себе наряд «из дворца». Что было, кстати сказать, недешево - за пошив Жан Боттер брал 1200 франков. Те, кто не мог позволить себе такую сумму денег, старались хотя бы прогуляться возле здания.



Посетительницы-турчанки рассматривают наряды

Внутри салона был устроен подиум, где демонстрировались модели одежды. А сейчас внутренняя его часть поделена горизонтально на 2 секции, верхнюю и нижнюю, и наверх можно подняться по устроенной винтовой лесенке.





Верхнее пространство предоставили для любителей запостить фото в соцсетях.





А это взгляд вниз.





Получился достаточно интересный синтез ар-нуво и современных дизайнерских решений.



Дерево-световая инсталляция на полу движется, как будто колышется на ветру.



Вышивка.



Оформление витрины.



Хотя дела у Жана Боттера продвигались поначалу совсем неплохо, однако начало 20-го века выдалось крайне неспокойным, и в 1917 году он, продав свои апартаменты, был вынужден уехать с семьей из Стамбула в Париж. В доме Боттера поселились совсем другие люди, а после оно перешло государству. Но люди старшего поколения еще помнят, как они обшивались здесь у портных, которые традиционно выбирали для себя именно это место.

Ну, а сейчас у жителей и гостей Стамбула появилась хорошая возможность заново познакомиться со зданием с такой необычной историей и замечательным образчиком архитектуры ар-нуво. Кстати, этим постом я участвую в проекте #ShowUsYourArtNouveau, к которому может присоединиться любой желающий и рассказать о любом строении в стиле модерн в своем городе.

османская архитектура, #showusyourartnouveau, konstantiniyye, история, старые дома в Турции, Бейоглу, Стамбул

Previous post Next post
Up