По ту Сторону Золотого Рога. Ч.10 Технический музей Рахми М.Коча

Mar 01, 2023 22:26



Идея такого музея возникла у его основателя после того, как он посетил Музей Генри Форда в Детройте. Мустафа Рахми Коч, выходец из одной из самых известных и влиятельных семей в Турции, владеющей одноименным холдингом и частным университетом, решил сделать свою коллекцию доступной для публики и в 1994 году открыл в Хаскёе Технический музей.

На огромной территории на берегу Золотого Рога разместились старинные автомобили и прочие виды авто-, мото-, железнодорожного, воздушного и морского транспорта, различные инструменты и двигатели, детские игрушки и модели и многое-многое другое...







Территория музея Рахми М.Коча

Общая площадь музея составляет 27000 кв.м, в нее входят не только здания, но и ангары, в которых выставлена часть экспозиции. Причем здания, в которых располагается музейная экспозиция, интересны и сами по себе, так как они тоже исторические.



Здание Терсане

Самое крупное из них - это бывшая часть Терсане, судоверфи Хаскёя, основанная на этом месте в 1861 г. для ремонта морских судов. В ее залах (всего их 14) представлены тематические коллекции разных видов техники, начиная от бытовой и заканчивая заводским оборудованием. И при посещении музея что-нибудь обязательно, да заинтересует, даже если вы не являетесь ее любителем. Можно сказать, что здесь собраны игрушки для всех возрастов: от миниатюрных посудных и кухонных наборов и обстановки кукольного домика до велосипедов и мотоциклов, а также классических автомобилей и тракторов.



















Тут есть старый рентгеномобиль и пожарный Delahaye, паровой асфальтоукладчик и различные механизмы, часть из которых представлена в разрезе.







Некоторые помещения обставлены как разного рода мастерские, где можно познакомиться с принципами их работы и даже с процессом производства оливкового масла. Все крутится, вертится, стучит и гремит.





image Click to view



На первый взгляд музейная коллекция может показаться бессистемной, но на самом деле она хорошо знакомит с историей развития индустрии, в частности, с тем, как она зарождалась и развивалась в Турции. Не секрет, что в середине 19-го столетия Османская империя отставала в плане промышленности от ряда других стран, и это отставание приходилось наверстывать, выписывая необходимое оборудование, специалистов и прочее из Европы. Так, здесь выставлено огромное колесо, изначально приводящее в движение механизм известного стамбульского фуникулера-Тюнеля - одного из старейших в мире, и его же вагон.



Тут же можно увидеть трамвай, ходивший когда-то по маршруту Кадыкёй-Мода и конку, которая начала курсировать в Стамбуле между Азапкапы и Ортакёем в 1872 году.



В музее есть и старинные локомотивы, переносящие в прошлое, когда поезда были одним из основных видов транспорта, а самым увлекательным маршрутом был знаменитый Восточный Экспресс, о чем напоминают плакаты на стене;







и изящная итальянская автомотриса La Littorina, выпускавшаяся в 1930-х гг. фирмой Fiat. Оказавшись внутри, можно запросто себя почувствовать путешественником во времени.









Некоторые экспонаты ценны своей собственной, можно сказать, личной историей, как, например, произведенный в Бирмингеме специально для путешествия по Европе султана Абдул-Азиза пышный вагон. Впервые за всю историю Османской империи ее правитель отправлялся за границу не в завоевательный поход, и не куда-нибудь, а на Всемирную выставку в Париже, демонстрировавшую самые передовые достижения того времени.









Не менее интересна и морская тема музея, представленная самыми разными видами водного и даже подводного транспорта. Среди них - вапур (пароход) Фенербахче, построенный в Глазго и ходивший до 2008 года по маршруту Сиркеджи-Принцевы острова-Ялова-Чинарджик и подводная лодка TCG Uluçalireis (USS THORNBACK), которая, прежде чем войти в состав турецкого флота, участвовала в военных действиях против Японии в годы Второй Мировой войны.



*на данный момент экскурсии на подлодку временно не проводятся, но у моей френдессы meladan, побывавшей на ней, есть отдельный пост с подробным рассказом об этом.

На некоторых морских судах, принадлежащих музею, можно совершить небольшую прогулку по Золотому Рогу. Среди них - самый старый сохранившийся буксирный пароход Rosalie выпуска 1873 года. Билеты на такую прогулку порекомендую брать заранее, так как они быстро разбираются, и в нужный момент их может просто не оказаться в кассе.



Еще одно прогулочное судно Kont Ostrorog получило свое название в честь графа французско-польского происхождения Леона Остророга (1867-1932), специалиста по исламскому праву, занимавшего одно время должность советника при турецком Министерстве Юстиции.





На Босфоре в местечке Кандилли вы наверняка могли видеть купленную им в 1904 году старинную виллу, которая хранит память и о навещавшем это место Пьере Лоти. Сейчас вилла принадлежит семье основателя музея Рахми Коча, и в ней до сих пор сохранились личные вещи графа Остророга.



Вилла графа Остророга (Источник: Википедия)



Леон Валериан Остророг (1867-1932)

Но, пожалуй, жемчужина морской коллекции музея - это яхта Kısmet Садуна Боро, первого турецкого яхтсмена-любителя, обогнувшего на ней земной шар. Его плавание вместе с женой Одой и присоединившимся на Канарских островах к команде котом по кличке Мичо (Юнга) продлилось почти три года, с 1965 по 1968 гг.







Кругосветное плавание Садуна Боро



Об этом путешествии писали тогда не только турецкие, но и многие зарубежные издания. В общей сложности Садун Боро плавал на «Кысмете» 46 лет и проделал на нем около 150 тысяч морских миль. А после передал свою яхту в музей Рахми Коча. Вместе с ней в музее выставлены и предметы, бывшие во время кругосветного путешествия на яхте.



Садун Боро (1928-2015) и его яхта "Кысмет" (фото с сайта музея Рахми М.Коча)





Памятник Садуну Боро, его жене и котику Мичо в Каламыше (Стамбул)

Очень трудно представить себе, как можно обойти всю Землю на таком утлом суденышке. Однако в 1990-х гг. другой турецкий мореплаватель, Осман Атасой, вдохновленный экспедицией Садуна Боро, повторил этот путь на гораздо меньшем судне под названием Uzaklar. Эта яхта до сих пор является самым маленьким судном под турецким флагом, которое обошло вокруг света, и она тоже выставлена в музее Коча.



Яхта "Узаклар", длина 8,5 м (музейное фото)

А в 2004 году  подобное же путешествие совершил и сам основатель музея Рахми Коч, которому на тот момент исполнилось 74 года. У него на это ушло около двух лет.





Посетители музея в ожидании своей очереди на морскую прогулку

Воздушный транспорт представлен в музее самолетами и вертолетами гражданского и военного назначения. На борт некоторых из них можно подняться для осмотра.





De Havilland Vampire FB Mk 6

Один из выставленных здесь самолетов - американский бомбардировщик B-24 Liberator Hadley’s Harem, с трагической судьбой. 1 августа 1943 г. он возвращался с боевого задания в Румынии, но был подбит немецким летчиком. Hadley’s Harem пытался дотянуть до базы на Кипре, но упал в Средиземное море недалеко от Манавгата. Большинству из членов экипажа удалось, несмотря на полученные травмы, доплыть до берега, где их подобрали жители турецкой деревушки. Много лет спустя, в 1995 году, один из выживших, Лерой Ньютон, смог указать место, где упал самолет, после чего его останки были подняты со дна и позже переданы в музей. Примечательно, что спасшиеся члены экипажа были признаны в Турции потерпевшими кораблекрушение.



В музее нашлось место и лондонскому даблдекеру, и представителям советского автопрома. Кроме того, здесь выставлены и автомобили самой первой турецкой марки Anadol, различные модели которого выпускались с 1966 по 1984 гг. Их, как и Форд, и турецкую версию Фиата - Тофаш производили дочерние предприятия Коч Холдинга.











Еще одна часть музея, мимо которой некоторые посетители по незнанию проходят - это расположенное через дорогу здание Ленгерхане. Собственно, история музея Рахми Коча начиналась именно с него, здесь изначально размещалась музейная коллекция, и только позже, когда она начала разрастаться, к нему добавились отреставрированная верфь и прилегающие к ней территории.



Lengerhane - бывшая мастерская по производству якорей и их цепей ( тур.Lenger - якорная цепь) была построена в 1707 году уже известным нам по одной из предыдущих глав великим визирем Чорлулу Али-пашой на византийском фундаменте.





Здесь, прежде всего, обращает на себя внимание огромный двигатель парохода Kalender, ходившего когда-то по Босфору.



Кроме того, в Ленгерхане также собраны различные механизмы, радио- и видеоаппаратура, модели парусных судов, самолетов и просто старинные безделушки, которые когда-то коллекционировались или привозились из дальних стран на память о путешествиях, как, например, гравюры на кости или зубе кашалота.

















Кстати, некоторые из коллекций и макетов, собранных в музее, раньше принадлежали известным в Турции людям. Среди них и диорама железной дороги, собранная в свое время известным турецким актером Зеки Аласьей. Знакомые с турецким кинематографом могут вспомнить его по телесериалам Cennet Mahallesi, Arka sokaklar или по фильму Rus gelin («Русская невестка»). Актер собирал эту диораму на протяжении 11 лет.



Диорама Железная дорога, 6х2 м (музейное фото)





Зеки Аласья (1943-2015) со своей диорамой

Экспозиция музея просто огромна, и здесь можно перечислить лишь малую толику из того, что в нем выставлено. На полный осмотр его уйдет целый день, не зря сюда приходят целыми семьями на выходные. Здесь интересно не только взрослым, но и детям, для которых предусмотрено немало развлекательных и познавательных мероприятий, и чему свидетельство заполненная самыми непосредственными отзывами книга посетителей:



Кроме того, по выходным при музее работает небольшая железная дорога, которую провели здесь, проложив рельсы и отреставрировав старый паровоз в память о другом историческом маршруте, который когда-то заканчивался в Золотом Роге.





И можно, сев в ностальгический вагон, совершить небольшое путешествие вдоль залива, от Хаскёя до следующего района - Сютлюдже. И вслед за поездом мы перемещаемся в этот район.



(Отрывок из нового выпуска альманаха "По ту сторону Золотого Рога". Оформив подписку на Patreon или Boosty, вы получаете доступ к альманаху и другим интересным материалам)

Золотой Рог, Стамбул, машина времени, прогулки по Стамбулу, история, альманах, музеи Турции, ретро-автомобили

Previous post Next post
Up