По ту сторону Золотого Рога. Ч.6 Дворец Айналыкавак и «подводная лодка» Ибрагима-эфенди

Dec 06, 2022 21:22



Султан Ахмед I был заядлым лучником и любил выезжать в рощу, насаженную еще Мехмедом Завоевателем, чтобы пострелять. Дабы султану было где остановиться и отдохнуть, командующий флотом Халиль-паша занялся строительством дворца в Хаскёе, на склоне холма между Окмейданы - местом стрельбища и берегом Золотого Рога. Постепенно дворцовый комплекс, названный изначально в честь верфей Терсане разросся и позже стал именоваться Айналыкавак.

Это название обычно объясняют весьма заковыристо: якобы во времена правления султана Ахмеда III во дворце были установлены очень высокие, размером с тополя, венецианские зеркала. Хотя, возможно, все гораздо проще: aynalıkavak - так называют в Турции тополь серебристый (дословно: зеркальный), за его обратную сторону листа, как будто покрытую амальгамой. Тем более, что Кавак - «Тополь» - вполне распространенное название в Турции для местностей, где встречаются эти деревья.

Из всего дворцового комплекса - с гаремом, другими жилыми строениями и помещениями для прислуги, банями и прочим до наших дней дошел лишь один павильон и ведущие к нему морские ворота.







Здание павильона, трехэтажное со стороны моря и двухэтажное с противоположной - последнее напоминание об Эпохе тюльпанов, на период которой пришелся расцвет этого дворцового комплекса. Айналыкавак - один из самых старых стамбульских дворцов, он старше более известных у туристов павильонов Бейлербейи и Кючюксу касры, но гораздо менее посещаем. И, конечно, он очень отличается от этих двух дворцов по стилю, сохраняя элементы предыдущего по отношению к ним столетия. Единственное «но» - внутри нельзя фотографировать, а поскольку посетителей здесь крайне мало, этот запрет обойти не получится, так как осмотр проводится в сопровождении служащего. Фото интерьера взяты с сайта Музейных дворцов Турции.







Если вы обратите внимание, ковры в павильоне уложены поверх устилающих пол египетских циновок, а вдоль стен и между рядами окон вьется арабская вязь. Этот элемент декора появился при Селиме III, любившем проводить здесь время за занятиями музыкой. Арабская вязь выполнена одним из самых известных каллиграфов своего времени, Мустафой Иззетом Йесаризаде. Достаточно сказать, что огромное количество каллиграфических надписей в Стамбуле, числом не менее 100, выполнены именно им, равно как и каллиграфия в музее Мевляны в Конье. Во дворце Айналыкавак его перо, без малого преувеличения, «проиллюстрировало» стихи двух известнейших же поэтов - Шейха Галиба, являвшегося на самом деле шейхом обители Мевлевихане в Галате и Фазыла Эндеруни, «стамбульского озорного гуляки», прославившегося своими похождениями и виршами фривольного содержания, книги которого даже одно время были запрещены. Впрочем, написанные им для дворца строки пристойны и восхваляют этот самый дворец. Уже забытая в настоящее время, причем самими же жителями Турции, часть культуры, когда повседневный быт обрамлялся в витиеватые рамки искусства: ведь даже практически каждый колодец-чешме, к которому стамбульцы ходили за водой, нес не только утилитарную функцию, но и представлял собой образец каллиграфии и красноречивых пожеланий, оформленных зачастую в стихотворную форму. Во дворце Айналыкавак с султаном подобным образом говорили даже стены, лаская взор мастерством хаттата (каллиграфа), а внутренний слух - сложенными в его честь стихами. Кроме того, Селим III, как и многие турецкие султаны, увлекался музыкой и сам писал музыкальные произведения, и в память об этом в павильоне устроен небольшой музей классической турецкой музыки, где собраны старинные музыкальные инструменты, использовавшиеся ранее в различных суфийских обителях и дарованные музею разными коллекционерами. Среди них и инструменты, а также ноты и собрание различных публикаций о музыке, принадлежавшие внучке султана Абдул-Азиза Гевхери Османоглу, которая сама была музыкантом и композитором.



Высаженные у павильона тюльпаны - как напоминание об Эпохе, названной их именем



Территория дворца и Морские ворота во время реставрации

В Айналыкаваке в 1779 году была заключена Айналы-Кавакская конвенция между Россией и Турцией. Одним же из самых известных культурных событий, связанных с этим дворцом, стало торжество по случаю обрезания четверых сыновей Ахмета III. Оно было устроено в 1720 году и длилось 15 дней и ночей. Одновременно с принцами эта же церемония была проведена и для 5000 детей из бедных семей. На 15 суток и море, и суша превратились в концертную площадку с театрализованными представлениями, танцами, фокусниками, канатоходцами и прочими увеселительными мероприятиями. Зрителей собралось столько, что яблоку негде было упасть, они наблюдали за происходящим, расположившись по берегам залива, султан же вместе с сыновьями - из окон дворца. Все событие позже было описано в книге придворного поэта Сейида Вехби «Сурнаме-и Вехби» и проиллюстрировано одним из самых популярных миниатюристов Эпохи тюльпанов - Левни. Сама книга - ценный документ, хорошо отражающий традиции и церемонии того времени, а миниатюры Левни показывают, насколько зрелищным были устроенное султаном празднество. Например, на одной из них, занимающей весь книжный разворот, мы видим не только девушек, танцующих на протянутых между морскими судами канатами, но даже едущую по ним запряженную лошадью повозку.



Одним из кульминационных моментов торжества, описанных в «Сурнаме», стало появление из воды большого «крокодила», который вынырнул из Золотого Рога, а потом снова скрылся под водой. Через полчаса «крокодил» всплыл вновь, а из его раскрывшейся пасти вышли пять танцовшиц, увеселяющих публику и разносивших пилав. Этот подводный аппарат (чем не прототип подводной лодки?) был сконструирован главным корабельным зодчим Ибрагимом-эфенди. Автор книги оставляет и описание деревянной конструкции: она была хорошо просмолена и имела систему вентиляции. Ибрагим-эфенди назвал свое детище «Тахтельбахир», что полностью соответствует современному denizaltı в турецком языке (т.е. «подводная лодка»).



"Тахтельбахир" в современном представлении

Интересно, что первая османская подводная лодка была спущена на воду в 1886 году приблизительно в этом же месте - на судоверфи Ташкызак, ради строительства которой и была при Селиме III снесена бóльшая часть дворцового комплекса Айналыкавак.



Мы еще вернемся к некоторым интересным моментам, связанным со здешними верфями, а пока обратим внимание на стоящий рядом с павильоном столб. Раньше он находился с наружной стороны ворот, ведущих на дворцовую территорию, и был перенесен внутрь сравнительно недавно. Этот столб - «нишанташи» был установлен в 1787 году как памятный знак в честь Биляль-аги, казначея султана Селима III, за его талант лучника - он сумел попасть в цель с 954 шагов при сильном пойразе (северо-восточном ветре).



Как мы помним, прилегающая ко дворцу местность использовалась султанами для упражнений в стрельбе из лука, и мы с вами отправляемся на Стрельбище...

(Это отрывок из нового выпуска альманаха "По ту сторону Золотого Рога". Прочитать другие материал​ы, а также поддержать автора можно на его страницах: Patreon или Boosty).

прогулки по Стамбулу, Золотой Рог, альманах, история, Стамбул, достопримечательности Стамбула, дворцы Стамбула

Previous post Next post
Up