И снова, через 3 года, мы в
павильоне Абдулмеджида-эфенди, на выставке, которая проводится параллельно с проходящим сейчас в Стамбуле биеннале.
Встречи с этим местом уже просто ждешь и предвкушаешь, потому как знаешь, что в очередной раз будет что-то интересное и необычное. Потому что старый особняк расскажет очередную сказку или историю, в которую окунешься целиком и полностью, заставит вспомнить когда-то читанное или слышанное, - и все благодаря мастерству устроителей выставки.
Так было и в этот раз. Концепт в чем-то был похож с предыдущим, но и отличался, так что история получилась другая, более подходящая к Хэллоуину. Я отношусь абсолютно нейтрально к этому празднику, но тем не менее настроение под него создалось, тем более что павильон мы посетили за несколько дней до его празднования.
Название выставки - İsim lazım değil предпочли перевести на английский как You know Who, хотя, если переводить слово в слово, то получится No need Name. На сей раз старинный особняк превратился в дом с привидениями всех мастей и со всеми присущими им атрибутами.
Alesco Mouysset, «Автопортрет в зеркале»
И, как и положено дому с привидениями, ходить здесь приходится с опаской: а ну как откуда-нибудь выползет Бабайка или что-то вдруг напрыгнет из-за угла.
Или из камина выпорхнет Синяя птица для феи Берилюны.
Даже обычные предметы в павильоне необычные.
И вообще особняк оставляет ощущение жилого, как будто живет своею жизнью, населенный всякими невообразимыми существами.
«Как же тебе повезло, моей невесте...»
Повезло ли жениху - большой вопрос
А в этом углу что-то замышляют. Хочется подслушать что, но ничего не слышно.
«А рожа насилу в картинку влезла и больше из-под комода ни ногой, только иногда по ночам, когда мимо комода медведюшка пробегает или едут на паровозе куклы, - ворочает глазами, пугает». Ну, кто вспомнил автора?)
Перебираемся на второй этаж, где нас ждут другие страшилки.
И где со стен смотрят странные портреты.
Залы в этот раз больше притемнили, сообразно с темой выставки.
Глаза таращатся и подмигивают
Click to view
Инсталляция на балконе
«Птички божьи». Да, так и называется.
Тут нашлось место и древним мифам.
Luca Giordano, «Прометей прикованный»
«Стол диковинок», который так и хотелось обозвать Препараторской
Вообще это настоящая кунсткамера
Туфельки для Шахмеран
В театре теней сегодня темно, театр сегодня пуст.
Ночные птицы легли на крыло, выбрав верный курс.
Эта темная комната с тенями, проецируемыми от движущейся установки просто завораживала...
Click to view
И ведь - на удивление - как и в прошлый раз, постоянно разные экспонаты с выставки навевают какие-то образы, что-то свое, независимо от принадлежности к той или иной культуре, литературным источникам, музыке... Как только у устроителей выставки это получается?
«На длинном столе стоят стеклянные банки - круглые, как шары, вытянутые, словно длинные стаканы, толстые и приземистые, будто пузыри. Вдруг Толик видит, что все эти банки не пустые. В них журчит, шлепает, пенится разноцветная муть. Муть хлюпает, переливается через край, ползет по столу, растет, как на дрожжах, и неожиданно Толик понимает, что вся эта муть и есть кто-то. Что все эти оранжевые, зеленые, лиловые, черные щупальца, ползущие из банок, живые».
«Разноцветная гадость ползает, разрастается, заполняет собой всю комнату от пола до потолка, и вот Толик уже чувствует ее липкие объятия». Альберт Лиханов, «Лабиринт». Одна из любимых книг с детства.
Турецкий народный театр теней тоже был представлен разными мистическими созданиями.
В парке павильона знакомство с миром невероятностей продолжилось.
Воспоминание о Византии.
И Медуза. Вообще Медуз как-то много было на выставке.
Очередь на фото стояла в подвальное помещение, где, как нам сказали, демонстрировались слайды, но мы уже решили туда не идти - и так отстояли примерно такую же, пока попали внутрь павильона.
Поэтому просто погуляли про прилегающей территории.
Выставка в павильоне Абдулмеджида-эфенди продлится до 11 декабря, так что если у кого есть возможность, сходите. Познакомитесь с павильоном и его очередными обитателями).