ЖЖ напомнил, что 2 года назад в этот день я писала о дворце Багрянородного (Текфуре), и я решила остановиться немного на окнах дворца, потому как любой пост на эту тему в интернете заканчивается комментариями на предмет якобы установленных в нем стеклопакетов)))), и каждый раз приходится объяснять, что это не они. Расставим здесь точки над i, посмотрев на окна повнимательней.
Итак, как мы видим, это мрамор, причем очень качественный, если не из Афьона, где он добывался еще с древности (как я писала недавно, сейчас афьонский мрамор «каймак» весь уходит в Туркменистан), то, возможно, из Кемальпаши, где, кстати,
сохранился брат-близнец Текфура.
Рамы и фрамуга также сделаны из природных материалов.
Претензии часто вызывает и форма окон дворца. Предполагаю, что это сделано целенаправленно. Не знаю, как в других местах, а в Стамбуле, например, при возведении новых архитектурных объектов рядом с историческими действует правило - они должны как можно сильнее отличаться друг от друга, чтобы сразу было видно, где новое, а где старое. Возможно, здесь исходили из этого же принципа - чтобы было понятно, какая именно часть восстановлена. Иначе может получиться как с крепостью в Анамуре, когда все раскричались из-за тамошней современной сторожки с пластиковым окном, решив, что она тоже древняя))).
Ну и покажу еще несколько фото из Текфура. Во время реставрации в нем были восстановлены перекрытия между этажами и устроены лестницы.
Вид у дворца сразу получился какой-то обжитой, тут же начало работать воображение, стараясь представить, как здесь жили.
Не знаю, как сейчас, а в то время, когда мы его посещали после открытия, там проходила интерактивная выставка на тему найденных при дворцовых раскопках находок, относящихся к тому периоду, когда в османскую эпоху в нем располагалась фабрика по производству керамики. Хотя и находки времен Византии там тоже есть.
Здесь же изготавливалась и плитка наподобие известной изникской «чини», именно в этом месте были сработаны изразцы для украшения мечетей евнухов при гареме во дворце Топкапы.
Образцы производимой здесь керамики можно встретить не только в Турции, но и в Бахчисарайском дворце в Крыму, например, и во многих других странах - географический размах очень большой, начиная от Африки и заканчивая Великобританией.
Напомню, что здесь, во дворце Багрянородного, в мусорной куче был найден знаменитый алмаз Кашикчи - Ложечника весов в 86 карат, который можно видеть в султанском дворце Топкапы.
Вид из окна на внутренний двор, где, среди прочего, расположились сувенирный магазинчик и кафетерий. В нем мы тогда пили шербет из тутовника, взяв к нему печенье из молотого гороха-леблеби - очень вкусный дуэт.
Здесь же, во внутреннем дворе, можно видеть и другие находки - колонны и их капители, а также оставшиеся со времен фабричного производства колодцы для воды.
Реставрация, конечно, очень спорная. Я даже не уверена, стоило ли накрывать дворец крышей - без нее он отчетливо выделялся на фоне остальных построек и, проезжая по мосту через Золотой Рог, я невольно всегда глазами искала его, как некий маячок, за который цепляется взгляд и внимание. Теперь такого уже нет, и Текфур просто сливается с окружающими его домами. Но - имеем то, что имеем, его хотя бы смогли открыть и теперь на его территории можно гулять официально (а не за тот самый бакшиш, который мы когда-то делали, чтобы попасть внутрь).
Текфур на старинной миниатюре